Китай открыл регулярный грузовой маршрут из своей северо-восточной провинции в Южную Корею с транзитом через Владивосток. Власти РФ пока ищут разработчиков бизнес-концепции будущего транспортного коридора. А китайцы тем временем объединяют свои проекты "Шелкового пути" на территории РФ. В прошлую среду китайский поезд с сотней грузовых контейнеров отправился из города Суйфэньхэ в российский порт Владивосток. Из Владивостока контейнеры морским путем "примерно через шесть дней будут доставлены в порт Пусан", сообщает Синьхуа. Город Пусан – это второй после Сеула город Кореи, который называют морской столицей страны. Грузовой поезд по новой сухопутно-морской линии будет отправляться еженедельно, объявил комитет по реформам северо-восточной провинции КНР Хэйлунцзян. Административный центр провинции – город Харбин, который был основан русскими в конце XIX века в качестве железнодорожной станции. Протяженность маршрута Харбин–Суйфэньхэ–Владивосток короче по сравнению с маршрутом Харбин–Далянь, что позволяет сократить время доставки в среднем на два-три дня, сообщил гендиректор транспортной компании из Суйфэньхэ Фань Цзичжун. Срок доставки грузов с северо-востока Китая в Корею сократится до четырех дней, а в Японию – до пяти дней. Власти провинции Хэйлунцзян уже открыли движение по железнодорожному маршруту, соединяющему Харбин с Москвой и другими городами Европы через Маньчжурию, напоминает "Синьхуа". Таким образом, грузовые контейнеры теперь смогут проследовать из Японии или Кореи через Харбин и Москву в Западную Европу. Этот маршрут – часть экономического коридора Китай–Монголия–Россия. Он воплощает стратегию Китая "Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века". Пока китайцы осваивают транзитный маршрут через Владивосток, российские чиновники обещают найти инвесторов для транспортного коридора "Приморье-1", прямо по которому начали циркулировать китайские грузовые поезда. В конце января глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил ТАСС, что транспортные коридоры в Приморье будут финансировать банк БРИКС, фонд "Шелкового пути", Евразийский и Азиатский банки. Галушка сообщил, что финансово-экономическую модель для этих транспортных коридоров готовят экономисты группы McKinsey. В конце марта эксперты McKinsey представили свои оценки необходимых инвестиций. Для коридора "Приморье-1", в частности, потребуется около 135 млрд руб. Основная часть этих денег должна пойти на строительство и реконструкцию автодорог. Однако китайцы не торопятся со строительством дорог в России – они пытаются использовать существующую железнодорожную инфраструктуру. Эксперты McKinsey предсказывают, что грузопоток китайских грузов через порты Приморья к 2030 году достигнет 45 млн т в год. И это увеличит налоговые поступления в бюджет почти на 6 млрд руб. Однако сегодня о миллионах тонн китайских грузов речь не идет. Нетрудно подсчитать, что еженедельный поезд с сотней контейнеров обеспечит грузопоток лишь в четверть миллиона тонн в год в прямом и обратном направлении. Между тем эксперты не видят противоречий между российскими замыслами и китайскими практическими действиями. "Китайцы фактически подталкивают нас к реализации наших же планов", – считает предправления Российско-китайского центра Сергей Санакоев. По его словам, китайцы готовы строить в России инфраструктуру и дороги, причем за собственные деньги. Пока транзитный грузопоток действительно очень скромный. Но здесь под лежачий камень вода не течет. Потоки грузов будут нарастать по мере освоения этого маршрута, уверен Санакоев. |