Обмен один на один, о котором договорились Берлин и Анкара, далеко не верх цинизма, вопреки утверждениям некоторых гуманистов. Италия и Мальта в тайне договорились обменять беженцев на нефть.
"Временные" лагеря для мигрантов в Турции построены еще в 1945 г., и условия жизни там весьма жесткие. Во многих корпусах уже десятикратное перенаселение. Все это вызывает вопросы у различных правозащитных организаций. Но по крайней мере ЕС обязался забирать сирийцев, депортируя нелегалов. А Мальта цинично выпроваживает беженцев в Италию, отдав той свои месторождения нефти, утверждает депутат Симон Бусуттиль, лидер мальтийской оппозиции.
Итальянские СМИ в лице крупного издания Il Giornale подтверждают информацию. По данным журналистов, неформальная договоренность заключалась на высшем уровне – между премьер-министром Маттео Ренци и его мальтийским коллегой Жозефом Мускатом. В сентябре глава МВД Мальты Кармело Абела заявил о том, что страна действительно сдает нелегалов Италии. Однако по мере обострения темы господин Абела выпустил куда более нейтральное коммюнике: Мальта и Италия работают над проблемой беженцев в "тесном сотрудничестве". Еврокомиссия опровергает любую информацию об обмене мигрантов на нефть.
Итальянский депутат Элизабетта Гардини задает логичный вопрос: почему же тогда на Мальте нет беженцев? С 2015 г. берега Северной Африки покинуло 142 тыс. человек, и только 100 из них оказались на Мальте. Еще в 2013 г. было в 20 раз больше. Италия за прошедшие 3 года приняла 150 тыс. мигрантов. Все эти цифры действительно наталкивают на размышления.
Между тем, ставки весьма высоки. Потенциальные запасы нефти Мальты составляют 260 млн баррелей. Небольшое островное государство не обладает собственными возможностями разведки и добычи в крупных масштабах. Ну а у соседней Италии есть Eni: эта крупная нефтяная госкомпания способна бурить даже в ледяных водах Баренцева моря, не говоря уже о тепличных условиях Мальты. Долгое время две страны спорили из-за территориальных вод, но появление беженцев решило вопрос по-своему.
В ближайшее время вынужденное сотрудничество Мальты и Италии может укрепиться. Или, наоборот, разрушиться: все зависит от терпения Рима. Сделка Берлина и Анкары фактически перекрыла нелегальный маршрут перевозки беженцев по Эгейскому морю. Теперь ливийский маршрут вновь станет самым популярным, а Мальта расположена к Ливии ближе всех остальных стран ЕС. Италии придется либо перехватывать многократно усилившийся поток мигрантов, либо отказаться от мальтийской нефти.
Уже появились признаки того, что Риму все же придется прервать неформальное нефтяное партнерство. Глава МВД Анджелино Альфано заявил о том, что система приема беженцев на грани коллапса: всего за один квартал их поток в Италию вырос на 80%. Итальянские власти постепенно склоняются к германскому варианту. Рим может рассмотреть варианты экономической помощи странам Северной Африки. Те взамен задержат мигрантов и примут обратно уже бежавших нелегалов. |