Для преподавателей английского языка в крупных городах Китая наступают трудные времена. Начиная с 2013 года правила выдачи рабочих виз для преподавателей, а также условия работы в школах, меняются вовсе не в пользу работодателей, сотрудников образовательных центров, рекрутинговых агенств и самих преподавателей. Сегодня представители крупных образовательных центров в Пекине свидетельствуют: Государственным бюро по делам с иностранцами (SAFEA) практически полностью отказыет в предоставлении рабочих виз для преподавателей английского, для которых последний не является родным. В далеком 2012 году можно было оформить рабочую визу по приезду в Китай, благополучно поменяв ее на месте с туристической визы, без выезда в Гонконг. Прошло всего 3 года, и правила получения виз, в частности для преподавателей иностранных языков, значительно ужесточились. Теперь, чтобы получить рабочий вид на жительство, официальное разрешение на ведение преподавательской деятельности в Китае, не носителям языка обязательно иметь диплом из страны преподаваемого языка, к примеру, если это английский язык, то диплом о высшем образовании должен быть из США, Канады, Австралии, Новой Зеландии или Великобритании, обязательно как минимум степень бакалавра, два года опыта работы в школе. Кандидат должен быть не младше 24 лет, иметь сертификат о пригодности для преподавания иностранного языка TEFL, полученный не где-либо, а в Китае на специальных курсах, и, естественно, без криминального прошлого. Для большинства преподавателей английского из неанглоговорящих стран, которые хотят начать преподавать в Китае "с нуля" - это практически невыполнимые условия. Для преподавателей-носителей языка ситуация, пусть и не такая сложная, как у неносителей (non-native speakers), но ужесточение условий получения визы и их не обошли стороной. К примеру, требуется обязательно диплом как минимум об окончании бакалавриата и два года опыта работы в должности преподавателя. Нововведения призваны урегулировать деятельность компаний и школ, сделать их работу соответствующей букве закона и контролируемой государством. Формально действия Китая можно только похвалить: страна избавляется от неквалифицированных кадров (не-носители языка с плохим акцентом, незнакомые с культурой страны преподаваемого языка; носители языка, которых нанимали на работу исключительно из-за "правильного" паспорта, и где работодателей вовсе не интересовал опыт работы данного индивида, который мог оказаться вообще даже без высшего образования, его адекватность поведения и психическое здоровье, а такюе отсутсвие несудимости), но в то же время, несмотря на некоторые проблемы в экономике Китая, интерес к изучению английского языка у китайцев не падает, а наоборот растет, а китайское государство, тем не менее, идет на парадоксальное сокращение числа преподавателей. Каждая вторая, если не первая школа иностранных языков, включая и государственные школы, ищут преподавателей на постоянной основе и частичной занятости постоянно. Однако, чтобы рабоать на постоянной основе, для преподавателей необходима рабочая виза, которая выдается SAFEA, каждый год усложняющая получение данной визы. Любая другая преподавательская деятельность по бизнес или студенческим визам является незаконной и формально влечет за собой уголовную ответственность и штрафы, но все же не контролируется государством и практикуется в значительной части школ и на разных курсах. Хорошая новость для тех, кто уже работает по рабочими визам: пока рабочий вид на жительство можно продлевать без привлечения дополнительных документов. Однако, наблюдая за развитием событий, можно сказать, что и это не продлится долго. Создается очень двоякая ситуация: спрос на преподавателей не падает, но по-настоящему квалифицированных преподавателей из стран носителей языка "сманить" в Китай не так просто: условия работы для граждан западных стран не такие заманчивые. Условия жизни в Китае - далеки от идеальных, а зарплаты существенно уступают зарплатам в США, Канаде и Великобритании, поэтому основной поток "преподавателей" в Китай направляется из Австралии и Новой Зеландии. В практических всех случаях преподаватели не являются профессиональным педагогами, и едва ли напоминают представителей среднего класса. В свою очередь родители детей до сих пор требуют, чтобы их детям преподавали носители или не-носители языка из неазиатских стран, в тренинг-центрах для взрослых также требуются иностранные преподаватели. Тем не менее Китай идет на планомерное ужесточение правил для выдачи виз иностранным преподавателям, создавая условия, в которых прежде всего небольшие школы или провинциальные языковые учреждения перестанут существовать - вряд ли родители будут способны потянуть квалифицированного преподавателя английского из одной из англоговорящих стран Запада. Своеобразный "налог на английский", очевидно, приведет к усилению позиций крупных центральных образовательных центров и компаний Китая. Анастасия Сухорецкая |