В конце января 2016 года было подписано межправительственное соглашение, предусматривающее списание долга Монголии перед Российской Федерацией на сумму 172 миллиона долларов, что составляло 97 процентов общего объема монгольской внешней задолженности. Прощение долга указывает на сближение Москвы с Улан-Батором на фоне постепенной утраты контроля над другими бывшими советскими республиками в экономической сфере. Кроме того, Монголия представляет растущие возможности для российской деловой активности и сбыта энергетических ресурсов. Использование финансовых инструментов и долговой политики в целях упрочения двусторонних связей и достижения политических целей традиционно является основой российского дипломатического арсенала. Обвал нефтяного рынка оказал мощное негативное воздействие на российскую экономику. Ее ВВП сократился и многие бывшие советские республики склонны пересмотреть свою экономическую политику и структуру внешнеторговых связей. Страны, тесно связанные с Россией в политическом и экономическом отношениях, серьезно пострадали из-за краха сырьевых рынков и западных санкций в отношении России. Объем денежных переводов трудящихся мигрантов из России в центрально-азиатские страны резко упал, что привело к снижению их ВВП. Замедление российской экономики вынудило Казахстан и Кыргызстан, ближайших союзников России, искать другие возможности для экономического развития. Казахская национальная валюта тенге обесценилась за последние пять месяцев почти вдвое и обменный курс на 18 февраля 2016 года составлял 352,08 тенге за доллар. Согласно сообщению агентства "Reuters" от 23 февраля экономика Казахстана в текущем году вырастет лишь на 0,5 процента, хотя изначальный прогноз предусматривал рост на 2,1 процента. Казахстан также сократит объем производства нефти до 74 миллионов тонн. Астана обратила свои взгляды к ближневосточным источникам инвестиций, таким как Объединенные Арабские Эмираты. Диверсификация экономических связей Казахстана отражает его стремление стать мостом между Европой и Евразией и расширить круг партнеров. Сложное финансовое положение породило дискуссию о повышении арендной платы для России, использующей четыре военных и космических объекта на территории Казахстана, включая ракетные испытательные полигоны Сары-Шаган и Эмба. Россия платит за все четыре объекта 24 миллиона долларов в год, что является недостаточным по мнению депутатов казахстанского парламента. В настоящее время Россия также арендует космодром Байканур за 115 миллионов долларов в год согласно договору сроком до 2050 года. Кыргызстан также аннулировал планы по строительству гидроэлектростанции, поскольку две компании, "Интер РАО" и "РусГидро", ответственные за проект, оказались не в состоянии финансировать завершение работ на ГЭС Камбар-Ата 1. Владимир Путин подписал соглашение о строительстве этой ГЭС в 2012 году и проект предусматривал издержки в объеме 3 миллиарда долларов. Компания "РусГидро" должна была построить четыре малых гидроэлектростанции, общей стоимостью 727 миллионов долларов. Согласно сообщениям агентства "EurasiaNet", власти Кыргызстана пытаются изыскать способ не платить России 40-миллионный долг за ГЭС в регионе Верхний Нарын. Результаты вступления в Евразийский экономический союз для Кыргызстана выглядят противоречиво. Страна присоединилась к ЕАЭС в основном из-за огромного количества своих мигрантов, работающих в России, с целью укрепления двусторонних отношений и облегчения доступа на традиционные и региональные рынки. Это повлекло за собой рост количества трудящихся мигрантов, которое, по словам министра экономики Кыргызстана Кылычбека Джакыпова достигло 544 тысяч. В 2015 году объем переводов денежных средств трудящимися мигрантами упал на 28,3 процента, причем аналогичный показатель для Таджикистана и Узбекистана сократился вдвое. С точки зрения внутренней политики, списание долга отвечает интересам правительства Монголии. Ее премьер-министр в январе 2016 года с трудом избежал вотума недоверия, вызванного низкими показателями эффективности монгольской экономики. В 2015 году она выросла лишь на 2,3 процента, что стало самым низким темпом роста после глобального экономического кризиса 2009 года. Падение сырьевых цен, сокращение потока иностранных инвестиций и замедление китайской экономики стали основными факторами экономического спада в Монголии. Среди немногих позитивных сигналов можно назвать завершение переговоров вокруг разрешения на производство работ на месторождении золота "Гатсуурт", а также окончание спора вокруг угольного месторождения Таван-Толгой. "Совершенно очевидно, что постсоветская Россия избегает стратегического глобального соперничества с Соединенными Штатами Америки… Возможно ли вновь завоевать всемирное уважение без какой-то идеологической основы?" – этот знаменитый вопрос задавал когда-то австрийский профессор Анис Байрактаревич. Что ж, возможно, ответ заключается в возрожденной нефтегазовой дипломатии России. Прощение долга может оказаться хорошим средством подтолкнуть Монголию к увеличению импорта энергоресурсов из России. В 2014 году Монголия импортировала 91 процент своих нефтепродуктов из России, в том числе бензин, авиационное и дизельное топливо. По состоянию на май 2015 года объем двусторонней торговли между Россией и Монголией сократился на 2,8 процента. Энергетическая зависимость Монголии делает ее уязвимой перед шоками в области поставок и переменами в российской политике. Так, например, Россия прекратила поставки природного газа Украине из-за напряженности в отношениях и роста антироссийских настроений. В апреле 2011 года Россия сократила объемы поставок дизельного топлива в Монголию из-за внутреннего дефицита, что привело к росту издержек на добычу ископаемых и их транспортировку. Энергетическая зависимость оказывает влияние на добычу полезных ископаемых и инфраструктуру, которая в Монголии недостаточно развита. Усовершенствованная инфраструктура страны использовалась бы главным образом для экспорта добываемых ресурсов. Монгольская внешнеполитическая доктрина, известная как "политика третьего соседа", продиктована соображениями независимости и контроля над ситуацией внутри страны. Многие опасаются, что китайские и российские строительные проекты сделают добывающую промышленность Монголии более зависимой от этих двух стран. Еще одним аргументом является страх, что "железнодорожное сообщение может сделать Монголию сырьевым придатком Китая и даже облегчить китайское демографическое проникновение в Монголию. Чтобы избежать энергетической зависимости, Монголии следует расширять свою "политику третьего соседа". Страна должна использовать свой статус демократического государства для укрепления сотрудничества и роста инвестиций из Европейского союза и таких азиатских стран как Япония и Южная Корея. Все остальные "третьи соседи" Монголии являются демократиями. Монголии также необходимо диверсифицировать свою экономику, ослабив доминирование добывающей промышленности и экспорта минеральных ресурсов. Россия, по всей вероятности, воспользуется открывающимися возможностями для укрепления двусторонних связей и усиления своих общих позиций в регионе. Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов |