24 февраля 2016 года военная разведка Норвегии Etterretningstjenesten (Norwegian Intelligence Service — NIS) опубликовала свой ежегодный внешнеполитический обзор Fokus 2016. <...>Подготовка текста рассматриваемого издания была завершена 10 февраля 2016 года. 82-х страничный текст Fokus 2016 состоит из пяти разделов: Россия, Ближний Восток и Африка, Азия, международный терроризм, угрозы безопасности в киберпространстве. Представленный в Fokus 2016 материал, посвященный России, самый большой по объему. Он поставлен на первое место. Это неслучайно. Именно Россия остается главной и приоритетной целью для разведывательных операций норвежцев в НАТО, в особенности в арктических районах. Так, например, именно в северных приарктических регионах Норвегии размещены все пять разведывательных станций NIS — две в провинции Нордланд и три — в Финнмарке. Все они работают против России. Обширный раздел о России, в котором дается общая политическая оценка внешнеполитической активности, внутренних дел, состояния экономики, включает в себя и отдельный подраздел с оценками арктической политики самой России. Общий вывод издания Fokus 2016: в 2015 году Россия продемонстрировала повышенную способность и готовность использовать широкий спектр инструментов для достижения своих политических целей. Модернизация российских вооруженных сил увеличила способности России оказывать международное влияние, в том числе, и в Арктике. Однако при заявленных ранее Россией высоких амбициях в Арктике она продемонстрировала в 2015 году, по мнению норвежских разведчиков, низкую активность. Но это не касается военной сферы. Проведенная Россией военная реформа позволяет ей поддерживать амбиции супердержавы, что применительно к районам крайнего севера позволяет нарастить ее контроль, что отрицательно сказывается на Норвегии. Руководство России придает большое значение использованию ресурсов на суше и в море в Арктике. Но низкие цены на энергоносители и западные ограничения означают, что многие шельфовые проекты сейчас сокращены или отложены. Текущие проблемы заставляют российское руководство в своей арктической политике или пересматривать стремления, или, по крайней мере, временные рамки. Низкие цены на энергоносители, постоянные западные ограничительные меры и низкий международный интерес к транспортировке через регион ведут к сокращению или откладыванию планов по добыче полезных ископаемых в Арктике и использованию Северного морского пути (СМП). Западные санкции также означают, что российским нефтяным и газовым компаниям приходится обходиться без западных партнеров в их энергетических проектах на шельфе в Арктике. В более отдаленной перспективе российские власти сохраняют амбиции в развитии инфраструктуры для использования арктических ресурсов, а также в проведении геологоразведочных работ на шельфе в Арктике. Прежние продвинутые проекты продолжают осуществляться. Так, на верфи в Санкт-Петербурге завершается постройка плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов". Станцию планируется ввести в эксплуатацию на Чукотке к 2021 году. Несмотря на падение нефтяных цен, продолжаются крупные проекты с длительным временным горизонтом — в частности, работа морской нефтедобывающей платформы "Приразломная" в Печорском море и строительство крупного завода по производству сжиженного природного газа на Ямале. В феврале 2015 года "Газпром" осуществил первую зимнюю отгрузку нефти из порта Новопортовский на полуострове Ямал. Все эти работы не в последнюю очередь связаны с долгосрочной необходимостью замены старых месторождений на материке. Добыча природных ресурсов на крайнем севере является главной причиной продолжения российских гражданских морских грузоперевозок в Арктике. Россия от видения СМП в качестве международного торгового пути перешла к более реалистичной оценке СМП, как национальной морской магистрали. Несмотря на неудачу сигналов российские властей, направленных на увеличение трафика по Северному морскому пути в 20 раз от текущего уровня к 2030 году, внутренний грузооборот перевозок по СМП будет расти. Россия традиционно обеспокоена тем, чтобы сотрудничество и стабильность в Арктике способствовали использованию местных ресурсов. Поэтому она, по оценке норвежской разведки, демонстрирует себя в качестве ответственного актора, который следует морскому праву в Арктике. Что касается военной сферы, то, по мнению норвежцев, прошедшая военная реформа в России создала более компактную, гибкую и более мобильную военную организацию с большей управляемостью. Российские военные повысили способности военного контроля вблизи границ Норвегии. Воссоздание на протяжении нескольких лет военной инфраструктуры в Арктике демонстрирует потребности и амбиции России в национальном контроле в этой области мира. При этом первичный военно-стратегический интерес России к Арктике в ядерном глобальном сдерживании сохраняется. Это остается главной задачей российских вооруженных сил, развернутых на Кольском полуострове. Кольский полуостров и Арктический регион имеют принципиальное значение для способности России проецировать свою силу. В последние годы российские стратегические бомбардировщики проводят дальние полеты из полярного региона на севере до Средиземного моря на юге. Полеты стратегической авиации являются частью программы испытаний и учений, но также используется для передачи политических сообщений во внешний мир. Создание Россией объединенного военного командования для арктического региона в 2014 году позволило улучшить способность планировать, координировать и осуществлять операции в северных районах. В Fokus 2016 отмечено, что для повышения национального контроля в российской Арктике в последние годы приоритетное развитие получило обновление военной инфраструктуры вдоль трассы Северного морского пути. Цепь новых российских военных радаров повышает осведомленность о военных движениях со стороны американского континента. Осенью 2014 года Россия на Кольском полуострове начала работы по созданию мобильной системы стратегической ПВО на основе системы С-400 (в классификации НАТО — SA-21). В фазе строительства, испытаний и ввода в строй находятся новые подводные лодки и надводные корабли для Северного и Тихоокеанского флотов. В состав флота уже включены новые АПЛ [класса "Борей"] с межконтинентальными баллистическими ракетами. В строй Северного флота вошла первая подлодка класса "Северодвинск". Этот класс многоцелевых атомных подводных лодок несет оружие, которое может одинаково поражать надводные корабли, подводные лодки и другие цели на суше. В рамках сухопутных войск, ПВО и разведки в Арктике вводятся в строй новые системы управления. Создание арктических бригад стало отдельной темой в российских СМИ с 2011 года. Первая арктическая бригада была сформирована в Алакуртти в конце 2013 года. Россия объявила, что еще одна арктическая бригада будет создана в течение 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе в Салехарде, в 1 600 км к востоку от границы с Норвегией. Создание двух новых арктических бригад будет, в целом, укреплять российское военное присутствие на Северо-Западе России. Норвежские разведчики делают выводы на основании анализа арктической активности Москвы: восстановление военной инфраструктуры в российской Арктике в течение нескольких лет, в том числе, создание новых арктических бригад, демонстрирует стремления России к осуществлению национального контроля в этой области. В российской временной перспективе средства вкладываются, прежде всего, в оборонительные меры по созданию необходимых условий для обеспечения государственного контроля в арктических регионах России и защите страны от угроз с северного направления. Одновременно это также увеличивает российскую способность ограничивать свободу действий норвежцев и их союзников в Северной Атлантике, Норвежском море, Балтийском и Черном морях. |