В апреле прошлого года в Китае было представление о том, как стимулировать кредитование в стране. Но сейчас кажется, что Китай пытается сделать невозможное.
Борьба с огромной теневой банковской системой, которая образовалась после нескольких лет кредитной экспансии, оказывает давление на экономику, которая начала тормозить еще в конце 2014 г.
Сейчас Пекин пытается сохранить ликвидность в системе, не увеличивая риски.
Одна из идей состояла в том, чтобы стимулировать зарождающийся рынок ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed security, ABS), так как его объем едва достигал $50 млрд в год.
Идея была простой: упростить банкам процесс "упаковки" активов в ценные бумаги и перепродажи дебиторской задолженности, например платежей по ипотеке, автокредитам и кредитным картам. Это позволило бы освободить балансы банков, так что они смогли бы выдавать больше кредитов реальному сектору.
Другими словами, Пекин хотел переложить кредитный риск на инвесторов, которые ищут доходность.
Хотя эксперты говорили, что у банков есть огромный спрос на секьюритизацию активов, плане не сработал.
Почему? Потому что просроченные кредиты в Китае росли слишком быстро, поскольку состояние экономики продолжило ухудшаться.
Банки не хотят кредитовать, рискуя своими балансами, а спрос на кредиты вряд ли может быть устойчивым в экономике, где остро стоит проблема избыточных мощностей.
Грубо говоря, китайские банки вообще не хотят кредитовать, поэтому нет необходимости продавать ABS для разгрузки балансов. Кроме того, секьюритизация означает, что они потеряют хорошие активы, а качество новых остается под вопросом.
Власти Китая нашли выход из этой ситуации: они просто разрешат банкам "упаковывать" в ценные бумаги проблемные кредиты.
По данным Bloomberg, банки смогут выпустить ценные бумаги на 50 млрд юаней ($7,7 млрд), и эти бумаги будут обеспечены неработающими кредитами. Это первое подобное разрешение с 2008 г.
Квота, выделяемая крупнейшим банкам в первую очередь, позволит резко улучшить качество активов, что важно в условиях слабеющей экономики и постоянного ухудшения кредитного качества новых активов.
Всего банки могли бы избавиться от "плохих" кредитов на 150 млрд юаней. Тем не менее это вряд ли окажется существенное влияние на банковскую систему из-за ее масштабов и слишком большой доли неработающих кредитов.
Кроме того, Китаю еще где-то необходимо найти покупателей на эти бумаги, но, учитывая состояние экономики, слабость юаня и отток капитала, желающих вряд ли будет много.
Также стоит отметить, что деньги в конечном итоге не обязательно попадут в реальный сектор. Да, в прошлом месяце Китай увеличил общий долг сразу на $500 млрд, но эти данные трудно интерпретировать однозначно. Некоторые говорят, что Пекин просто опять играет со статистикой. Сложные операции по секьюритизации активов, продаже бумаг и улучшению состояния балансов должны показать значительное снижение доли "плохих" кредитов. А вот это уже может быть благоприятным фактором для инвесторов.
Но теневая банковская система Китая продолжает искать новые способы, для того чтобы скрыть риски. Банки маскируют кредиты под инвестиции или дебиторскую задолженность, поэтому не должны формировать под них резервы. Кроме того, процветает массовое внебалансовое кредитование.
Банки все чаще обращаются к так называемым направленным планам по управлению активами, выпущенными брокерскими компаниями и взаимными фондами. Сумма средств, сосредоточенная в таких инструментах, выросла на 70% в прошлом году до 18,8 трлн юаней ($2,9 трлн).
Такие теневые каналы работают как трасты. Структура обычно включает в себя банк, которые инвестирует доходы от своих продуктов с помощью этого плана, который затем используется для кредитования заемщика. Формально это не кредит, а инвестиция в несколько ступеней.
Судя по происходящему, Пекин просто вынуждает банки придумывать новые схемы для теневой системы. Тогда официальная статистика не сможет учитывать "плохие" кредиты, они просто исчезнут. И на бумаги все будет почти идеально. |