В Тбилиси прошла пятая встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, Грузии и Турции. Эти встречи, на которых обсуждаются вопросы регионального сотрудничества, включая совместные проекты, проходят два раза в год, начиная с 2012 года. По оценке министра иностранных дел Грузии Михаила Джанелидзе, трехсторонний министериал, который прошел в Тбилиси 19-го февраля, является демонстрацией существующего между тремя странами "основательного политического диалога".
Согласно Джанелидзе, подписанная сторонами "Тбилисская декларация" подтвердила общие позиции трех стран по ряду вопросов и определила пути по дальнейшему углублению их стратегического партнерства.
В свою очередь, по завершении встречи с коллегами, глава МИДа Турции Мевлют Чавушоглу заявил журналистам, что трехсторонние встречи служат не только интересам указанных трех стран, а "региональной стабильности, экономическому развитию и процветанию".
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что сотрудничество Азербайджана, Грузии и Турции, которое начиналось с энергетики, сегодня уже охватило и такие сферы как транспорт, туризм, охрану окружающей среды и безопасность.
"Мы на правильном пути, мы понимаем, что наше сотрудничество выигрышно не только для наших стран, но и для всего региона", - сказал Эльмар Мамедъяров.
Одновременно Мевлют Чавушоглу еще раз выразил поддержку суверенитету и территориальной целостности Грузии и Азербайджана.
"От Пекина до Лондона"
После встречи главы Министерств иностранных дел трех стран отправились в Карцахи осмотреть грузинский участок железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, на котором до недавнего времени велись ремонтные работы. Напомним, эта магистраль должна стать частью так называемого нового "Шелкового Пути" т.е. транспортного корридора в обход России, который свяжет Азию с Европой.Как сообщил грузинский МИД 19-го февраля, стороны выразили готовность продолжить координированные действия для реализации данного проекта.
Примечательно, что 13-го декабря прошлого года в Грузию уже прибыл первый транзитный поезд, который доставил груз из Китая в Турцию. Перевозки были осуществлены из китайского порта Ляньюньган через Казахстан, затем морской паром доставил указанные грузы в Азербайджан, а из Азербайджана по железной дороге они были доставлены в Грузию. На завершающем этапе из грузинского порта Поти грузы транспортировались при помощи переправы по Черному морю в турецкий город Стамбул. После того, как в эксплуатацию вступит железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс, прибывшие в Азербайджан из Казахстана грузы будут транспортироваться по этому железнодорожному маршруту, минуя морской путь из Поти в Стамбул.
Таким образом время, необходимое для транспортировки грузов по новому "Шелковому пути", составит около 10-15 дней, тогда как альтернативный полностью морской маршрут подразумевает приблизительно 40-45 дней. Идея восстановления исторического "Великого Шелкового пути" – маршрута, когда-то связывающего Азию с Европой, принадлежит президенту Китая. Тбилиси подключился к работе над данным проектом два года назад.
Как сообщил журналистам глава грузинского МИДа, проект имеет "историческое значение" и что только на работы на грузинском участке магистрали было потрачено более чем 700 миллионов долларов США.
"Грузия, Азербайджан и Турция представляют центр данного проекта. Он важен как для Великобритании и Китая, также для Европы и Азии, так как тем самым восстановится Шелковый путь, который свяжет Лондон с Пекином", - заявил глава Турецкого МИДа.
Министр иностранных дел Азербайджана в свою очередь сообщил, что стороны надеются что уже к концу года станет возможным запустить в эксплуатацию данную железнодорожную магистраль, что будет "значимым успехом" для всего региона. Примечательно, что ранее, 17 февраля, после очередной встречи в Тбилиси, министры транспорта Азербайджана и Турции и министр экономики Грузии назвали 2017 год датой запуска магистрали Баку-Тбилиси-Карс, строительство которой началось еще в 2007 году.
По словам Мамедъярова, учитывая географическое положение Азербайджана, Грузии и Турции развитие транспортной инфраструктуры и коммуникационных систем должны стать основными направлениями их сотрудничества.
Как сообщили журналистам министры, во время встречи стороны также обсудили другие транспортные и инфраструктурные проекты, в частности, строительство Трансанатолийского трубопровода (ТАНАП), являющегося составной частью Южного газового коридора для транспортировки азербайджанского газа в Европу, а также проект нового Бакинского международного морского торгового порта.
"Баку-Тбилиси-Карс и Бакинский международный морской торговый порт станут основными сегментами транспортного коридора Восток-Запад", - отметил Эльмар Мамедъяров.
Борьба с терроризмом
Министры заявили о необходимости объединить усилия по борьбе с терроризмом.
Говоря о недавних терактах в Турции, Мевлют Чавушоглу отметил, что "ничто не повлияет" на реализацию совместных проектов и трехстороннее сотрудничество Азербайджана, Грузии и Турции. По словам Чавушоглу "несмотря на осуществленные в Турции теракты, Анкара не намерена менять внешнюю политику и, соответственно, не собирается пересматривать никаких позиций в отношении своих друзей".
Главы грузинского и азербайджанского МИДа в свою очередь отметили, что необходимо усилить трехстороннее сотрудничество для борьбы с терроризмом.
"Вся эта ситуация требует усиления трехстороннего сотрудничества. Грузия будет сотрудничать с Азербайджаном и Турцией, чтобы победить терроризм едиными силами. Терроризм - это угроза мирового масштаба, однако в этой борьбе мы максимально тесно будем поддерживать друг друга и сотрудничать", - заявил Михаил Джанелидзе.
Грузия во второй раз стала местом проведения трехстороннего министериала после того, как 8 июня 2012 года был задействован формат встреч трех министров иностранных дел.