Сохранение Великобритании в ЕС на особых условиях может создать прецедент для других европейских стран, недовольных условиями членства, считает главный экономист британской консалтинговой компании Global Counsel Грегор Ирвин.
По его мнению, для самой Британии достижение соглашения имеет скорее положительное влияние, так как достигнуты реальные договоренности по конкретным принципам участия в ЕС. А вот для европейского блока и его участников факт принятия документа, предписывающего особые условия для отдельной страны, могут нести потенциальные правовые риски, полагает эксперт. Ирвин приводит несколько областей регулирования ЕС, в которых после возможного решения Великобритании остаться в союзе на особых условиях могут начаться сложности. Еврозона и финансы Эксперт отметил, что первая сфера, которая может вызвать множество споров, — регулирование стран, входящих и не входящих в еврозону. В рамках нового соглашения о членстве в ЕС Британия четко дала понять, что никогда не войдет в еврозону и не будет принимать участие в спасении евро. Экономист констатирует, что напряженность между странами в евро и вне евро началась задолго до кризиса в еврозоне. Он полагает, что принятое соглашение лишь укрепит идею того, что ЕС является мультивалютным объединением. "Это может сыграть на руку некоторым странам Еврогруппы, которые предпочитают выйти из зоны евро", — считает Ирвин. По его словам, вторая чувствительная область — регулирование сферы финансовых услуг. Великобритания добивается особого регулирования, против чего выступают некоторые члены Европейского центрального банка, опасаясь, что британские игроки будут иметь больше преимуществ. "Это означает, что со временем неизбежно появятся два свода правил, детали которого будут горячо обсуждаться. Это также палка о двух концах для Великобритании. Обособленность, продиктованная особым подходом к Великобритании, неизбежно означает меньшее ее влияние на ЕС по сравнению с другими странами", — подчеркивает экономист. Суверенитет и мигранты Экономист отметил, что третья важная область — сохранение суверенитета в рамках ЕС. Великобритания отстаивает свой независимый от ЕС суверенитет, соответствующие поправки будут впоследствии включены в соглашение, достигнутое в Брюсселе. Однако, таким образом, появляется юридическая лазейка, в соответствии с которой такое право может применить к себе любое государство европейского блока, считает Ирвин. Страны по примеру Британии могут выступить против политической интеграции с ЕС. В частности, в настоящее время, этим сильно обеспокоены Польша и Франция. Он также считает, что положение об ограничении социальной поддержки мигрантов из ЕС в Великобритании также может стать "яблоком раздора" в Евросоюзе. "Это одна из областей, которая может быть воспринята как правовой вызов. Но если предположить, что его поддержат, то будет поднят вопрос о легализации других видов дискриминации. Кроме этого, другие страны также могут присоединиться к Великобритании по данному положению", — полагает эксперт. Страх референдума По мнению Ирвина, еще один прецедент, который могут взять на вооружение другие страны ЕС — манипулирование "страхом референдума". Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон назначил референдум в стране, чтобы заполучить для Великобритании "новые условия" в ЕС. "Это азартная игра и, как минимум, спорно, стоит ли она свеч. Он (Кэмерон — ред.) сыграл на "страхе референдума", чтобы заставить ЕС принять его условия", — считает экономист. По его словам, таким образом, премьер-министр показал пример другим странам, какими путями, используя этот инструмент, можно выбивать уступки из ЕС. "Это может быть принято во внимание правительствами других стран, скептически настроенных к интеграции с ЕС или находящихся под давлением евроскептиков", — заключил эксперт. |