Китай приступил к строительству 926-километровой трассы в Северном Иране, которая призвана соединить его транспортную инфраструктуру, разворачивающуюся в Средней Азии с транспортной инфраструктурой Турции, с перспективой создания полноценного сухопутного железнодорожного коридора колеи 1435 мм в из Китая в Европу, который станет альтернативным Транссибирской магистрали. Об установлении "железнодорожных уз" 14 февраля на своей странице сообщило посольство Китая в Тегеране. 13 февраля на торжественной церемонии начала электрификации трассы Тегеран-Мешхед (德黑兰-马什哈德) присутствовал президент Ирана Хасан Рухани (鲁哈尼). Строительные работы начались еще до китайского Нового года - 6 февраля. В ходе церемонии Хасан Рухани заявил, что скоростное сообщение соединит "религиозную столицу Ирана Мешхед и политическую столицу Тегеран". После реализации электрификации на трассе будет курсировать около 70 китайских железнодорожных составов. Согласно данным китайского издания "Финансы" (财新网) трасса не будет носить характер скоростной, поезда здесь не смогут развивать скорость свыше 250 км в час, скорее всего, скорость будет установлена в пределах 160 км в час. Проект будет реализован в течение 42 месяцев при участии иранской MAPNA, Китайской государственной машиностроительной импортно-экспортной корпорацией (中国中机公司), а также Электротехнической корпорацией Цзянсу (苏电集团). В реализации трассы участвует немецкий концерн "Сименс" (西门子), который предоставит дополнительные железнодорожные составы, сигнальные системы, а также примет участие в обеспечении работы трассы. Строительство реализуется в рамках подписанного в июне 2015 года договора между Ираном и китайскими корпорациями на сумму 2,1 млрд долларов, 85% из которых является китайскими кредитными средствами. Сотрудничество между Ираном и Китаем проходит в рамках соглашений от ноября 2013 года, по которым общая стоимость проектов совместной реализации может достигнуть 8,4 млрд евро. После ввода в эксплуатацию трасса сократит время движения пассажирских поездов Мешхед-Тегеран с 12 до 6 часов, а также увеличит возможность грузоперевозок до 10 млн тонн в год. Ранее Китай официально объявил о планах строительства скоростной железнодорожной трассы Урумчи-Тегеран с перспективой выхода на границы Турции и стыковкой колеи "китайской" и "европейской" ширины 1435 мм. Проблема создания альтернативных Транссибирской магистрали путей транзита - один из основных вопросов стратегического взаимодействия Москвы и Пекина. Несмотря на волнообразный рост перевозок китайских грузов по российской трассе, увеличившийся на 98% за год и в 7 раз с 2009 года, Китай активно прорабатывает планы строительства более короткого пути через страны Средней Азии, Иран и Турцию. Основным фактором стремления диверсифицировать пути доставки товаров является не столько попытка Китая уйти от зависимости от Москвы, сколько достижение Транссибом пределов мощности перевозки уже в ближайшие годы. В конце 2015 года Китай максимально активизировал свои дипломатические усилия в Туркмении, в частности в рамках соглашений между странами Туркмения объявила о полномасштабном введении китайского языка в программу учебных заведений. Иран, один из крупнейших поставщиков нефти в Китай, настроен на максимальное сближение позиций по вопросам взаимодействия с Китаем, и расширения связей после снятия санкций. На сближение Турции и Китая, которая является конкурентом последнего на европейском рынке, в немалой степени влияет разрастающийся конфликт с Россией. Масштабная программа реализации Экономического пояса Шелкового пути, объявленная лидером Китая Си Цзиньпином в 2013 году, призвана создать разветвленную сухопутную инфраструктуру для транзитного движения товаров из Китая в Европу. В январе 2016 года ЕС объявил о подготовке отмены ограничений на китайский экспорт в 2017 году. |