Китай практически первым из всех держав мира вывел подразделения информационной и сетевой войны в отдельный род войск, включив его в новую триаду ударных сил – в Китае в рамках самой масштабной за последние годы военной реформы появились полноценные интернет-войска.
Такие передовые решения в сфере информационных войн для Китая не случайны: еще 30 лет назад, когда к власти в разоренном Культурной революцией, полуфеодальном Китае пришел Дэн Сяопин, руководством страны была выработана стратегия не догоняющего, а опережающего развития самых передовых отраслей, которые только зарождались на Западе. Одна из самых важных отраслей стала – сфера коммуникаций. Сегодня Китай – это прежде всего страна с самым большим и самым контролируемым интернет населением, страна коммуникационных мессенджеров и интернет-банков, а также страна "Великого китайского фаервола" - который был разработан еще в далеких 90-х для страны, где пользователями интернета были ничтожные доли процента миллиардного населения. Можно с уверенностью сказать, что сегодня Китай и его интернет-службы образуют крупнейшую и альтернативную всему западному блоку стран информационную структуру.
Эпоха развиия новых информационных технологий увенчалась созданием Войск стратегической поддержки (ВСП), которые возглавил генерал-лейтенант (2013) Гао Цзинь.
Окончательное формирование триады ударных сил состоится концу года 2016: все три типа войск – сухопутные войска, ракетные войска и войска стратегической поддержки создаются в рамках новой доктрины НОАК – "активная оборона", термин, который почти незаметно сменил старую концепцию оборонительной или партизанской войны. Новая доктрина подразумевает активные действия за рубежами страны, в том числе – на воде, в воздухе, в ядерной сфере и интернете. Новость об активных действиях в интернете, новой когнитивной коммуникативной среде – как новом специфическом пространстве боя - была опубликована еще в конце мая 2015 года и стала предвестником формирования целого рода вооруженных сил. 14 января новый командующий Силами стратегической поддержки Гао Цзинь охаркетризовал функцию войск как создание "информационного зонтика" (信息伞).
16 января Сун Чжунпин - профессор Института исследования оборудования Ракетных войск НОАК сообщил китайской "Глобал Таймс", что ВСП – это не вид войск, а независимый тип воинского подразделения – военная служба. Сун Чжунпин также отметил, что новый тип войск состоит из трех частей – космических войск (天军), интернет-войск (网军), и войск электронной борьбы (电子战部队). Вся эта комплексная структура призвана полностью защитить собственные и нарушить коммуникации врага в случае конфликта: компьютерные системы, спутниковую навигацию и электронные средства передачи данных, включая радарные системы и другие.
Наиболее точная информация о новых войсках исходит от вице-адмирала Инь Чжо, члена Экспертного комитета по кибербезопасности и информатизации ВМФ НОАК, который возможно, не просто причастен к формированию нового рода войск, но вполне может быть их создателем: согласно его интервью China Military News новый вид войск осуществляет "сопровождение целей, рекогносцировку местности, управление системой спутников Beidou, а также задачи нападения и защиты в кибер и электро-магнтином пространстве". Кроме этого, перед ВСП стоят задачи "раннего оповещения, дигитализации океана и поверхности суши, обеспечение связи для проведения совместных операций родов войск". Использование этих войск, по словам адмирала, станет "решающим фактором для победы в будущих войнах".
Кроме этого, Инь Чжо сделал акцент на роли новых войск в защите гражданской инфраструктуры – объектов государственного и военного значения, а также гражданского назначения, в том числе финансовых учреждений и структур. Самая идея нового типа "интернет-войск" родилась в результате естественного тесного сращения и взаимного проникновения коммуникационных систем.
ВСП будут формироваться в рамках новой структуры командования и включит в себя ряд управленческих единиц Генерального штаба, в частности его Первое управление, а также органы информационной поддержки, такие как метеорологическое и гидрологическое бюро, управление картографии и исследований. Управление космической разведки, как предполагается, станет одним из основных органов ВСП. Как предполагают наблюдатели, Второе управление Генштаба также войдет в ВСП. До конца не ясно, будет ли ВСП непосредственно отвечать за задачи разведки, или они будут вынесены в отдельное подразделение. Третье техническое управление ГШ также, как предполагается, войдет в ВСП. В составе Третьего управления знаменитая часть 613398, которую считают ответственной за все хакерские атаки Китая. 19 мая 2014 года федеральный суд США рассмотрел обвинения в отношении пятерых офицеров данной части в краже коммерческой тайны. Офицеры действовали из Шанхая, этой группе также были присвоены имена "Группа комментаторов", "Византийская искренность" и другие. Четвертое управление ГШ, электронной защиты, также войдет, как предполагается, в состав ВСП.
"Не вливают вино молодое в мехи старые"
Само выделение нового вида войск наблюдатели оценивают как очень важное для НОАК разделение на два эшелона – старые и новые части, ранее маргинальные при традиционных видах войск части выделены в новый самостоятельный род войск, который поможет сухопутным силам сосредоточиться на выполнение боевых задач. Роль ВСП станет ключевой в быстром реагировании и нанесении упреждающего удара по высокотехнологичному сопернику, которым, если верить всем заявлениям и воинским учебникам НОАК, является США.
Именно ВСП, состоящие преимущественно из кибер и электронных наступательных средств, несут задачу "парализовать оперативные системы систем врага", а также "сорвать работу командных систем систем врага". Целями таких войск могут быть политические, экономические и гражданские объекты.
Название "Силы стратегической поддержки" носит слишком общий характер и до сих пор вызывает множество вопросов у наблюдателей, за какие операции они будут отвечать – в частности не до конца ясно, будет ли оно выполнять операции пропагандистского характера психологической борьбы. Также не до конца ясно, какую роль займет ВСП в рамках усиления роли партийного руководства над армией.
Гао Цзинь (1959) – первый руководитель вновь созданных Войск стратегической поддердки, уроженец центрально-китайской провинции Хэнань. Практически всю жизнь провел в рядах Второго артиллерийского корпуса НОАК на службе в 52 базе данного корпуса. С 2011 года глава штаба ВАК НОАК. С июля 2014 – помощник главы Генштаба НОАК. 31 декабря 2015 года назначен командующим Войсками стратегической поддержки.