Грузии не стоит рассчитывать на то, что Североатлантический Альянс предоставит ей план действий по членству (ПДЧ) на следующем саммите НАТО, который пройдет в июле в Варшаве. Об этом заявил грузинским СМИ специальный представитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу Джеймс Аппатурай. В то же время, как пообещал Аппатурай, на Варшавском саммите "будет принято сильное заявление по Грузии". Согласно представителю Североатлантического Альянса, власти Грузии должны уделять внимание "практической имплементации" уже достигнутых с НАТО соглашений и держать курс на непосредственное присоединение к Альянсу, а не на ПДЧ, который по словам спецпредставителя Генсека НАТО, является лишь "шагом" на пути к членству в НАТО и в то же время, представляет для определенных стран аспект, носящий политическую нагрузку.
"По вопросу ПДЧ пока нет консенсусса и честно говоря, это то, что нам сложно проконтролировать... Говоря о том, что ПДЧ все еще нужен, мы подчеркиваем его политический характер. Это реально, хотим мы того или нет... Думаю, внимание должно быть заострено на практических механизмах и не следует фокусироваться на политическом аспекте... Думаю, процесс пострадает, если на всех политических встречах ПДЧ будет называться в качестве цели. Это порождает чувство разочарования", – заявил Аппатурай 7-го февраля.
ПДЧ – официальная программа по принятию в альянс новых членов. Участие в данной программе призвано помочь стране подготовиться к вступлению в Североатлантический альянс, однако не гарантирует его.
"Не хотят осложнять жизнь"
Ранее западные СМИ писали, что противники членства Грузии в Альянсе, Германия и Франция, опасаются негативной реакции со стороны России. Москва неоднократно заявляла, что не допустит расширения НАТО на восток, что "это будет иметь катастрофические последствия".
Как заявил Джеймс Аппатурай грузинским журналистам, страны выступающие против предоставления Грузии ПДЧ, опасаются, что присвоение так называемой "дорожной катры", без гарантий безопасности, "повысит риски для самой Грузии".
"Те, кто против, не хотят осложнять жизнь Грузии", – пояснил представитель Генсека НАТО.
Грузия надеется получить ПДЧ с 2008 года. С тех пор, после каждого саммита Альянса, лидеры НАТО заверяют Грузию, что в будущем страна обязательно станет членом Североатлантического альянса. На Уэльском саммите в сентябре 2014 года Альянс предложил Тбилиси иной формат сближения – пакет мер "усиленного сотрудничества", который, согласно лидерам НАТО, поможет стране "продвинуться вперед в подготовке к членству в альянсе". Согласно новому пакету, одним из приоритетных аспектов сотрудничества является проведение учений НАТО на территории Грузии. Также, в августе в Грузии открылся Учебно-тренировочный центр НАТО. Он предназначен для совместного обучения военнослужащих из стран Североатлантического Альянса, стран-партнеров и грузинских военных.
Представители правящей Грузией коалиции неоднократно заявляли, что, если Грузии и в будущем откажут в ПДЧ, правительству будет сложно представить населению страны как "успешный" процесс по сближению с западными структурами, и в результате может уменьшиться поддержка прозападного внешнеполитического курса со стороны населения Грузии.
"Больше механизмов, больше помощи, больше учений"
Министр обороны Грузии Тина Хидашели, комментаруя слова спецпредставителя Генсека НАТО по Южному Кавказу заявила, что на всех встречах с высокопоставленными чиновниками из НАТО она требовала для Грузии членства в Альянсе, а не предоставления плана действий по членству, который, как она заявила журналистам, уже является "прошедшим днем для Грузии".
"Моя задача получить все, что поможет Грузии вступить в Альянс. Хочу веруться из Варшавы еще с большими инструментами (по сближению с НАТО), чтобы, когда наступит подходящее время, мы были полностью готовы для вступления в НАТО", – заявила журналистам Хидашели 8-го февраля перед отъездом в Брюссель, где у нее запланированы встречи в штаб-квартире НАТО.
Министр обороны подтвердила, что некоторые страны-члены НАТО имеют отличное от грузинских властей представление о безопасности Грузии.
"Есть страны, которые верят, что сегодня принятие смелого решения будет более проблематичным для Грузии, нежели наоборот. Мы с этим не согласны. Мы должны получить больше механизмов, больше помощи, больше учений", – считает Тина Хидашели.
"Повышенные риски"
В оппозиционной партии экс-президента Михаила Саакашвили "Единое Национальное Движение" (ЕНД) считают, что риски для безопасности Грузии растут по мере того, как западные страны оттягивают процесс интеграции страны в Североатлантический Альянс, включая предоставление ей ПДЧ. Депутат парламента Грузии от ЕНД Серго Ратиани напомнил в своем комментарии СМИ, что на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года Грузии было отказано в предоставлении Плана действий по членству, что по его словам и послужило стимулом для России осуществить в августе оккупацию Грузии.
"Россия не начала бы войну в 2008 году, еслибы Грузия тогда получила ПДЧ", – заявил Ратиани 8-го февраля.
После войны с Россией в августе 2008 года Михаил Саакашвили, занимавший тогда пост президента Грузии, назвал принятое в Бухаресте решение "стратегической ошибкой".
Мнение эксперта
Руководитель грузинского Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе считает, что на данном этапе проблема состоит не в том, что Грузии не предоставят ПДЧ на Варшавском саммите, а в том, что до сих пор среди стран-членов НАТО нет консенсусса по поводу Грузии.
"И эти страны оправдывают свою позицию тем, что якобы они не хотят повысить риск для безопасности Грузии, хотя дело обстоит совсем наоборот", – сказал эксперт в интервью Русской службе "Голоса Америки".
Ника Читадзе приводит в пример страны Балтии, против членства в НАТО которых в свое время выступала Россия. Однако, отмечает политолог, после того как Запад продемонстрировал свою сильную поддержку евроатлантическим устремлениям этих трех стран, России "пришлось отступить".
"Чем дольше государства-члены НАТО не достигнут консенсусса в отношении Грузии, тем смелее станет Россия в своих действиях, направленных против государственности нашей страны. Москва воспринимает сомнения среди стран НАТО как слабость Альянса, а в случае демонстрации сплоченности по вопросу Грузии со стороны членов НАТО, Россия отступит назад", – полагает эксперт.