Если не считать нефти, то больше всего в этом году в мире бизнеса обсуждают не менее важный вопрос сползания мировой экономики в рецессию. Одним из факторов, несомненно ухудшающих положение глобальной экономики, является беспрецедентный корпоративный долг в 29 трлн долларов. Станет ли он той последней каплей, которая пошлет мировую экономику в рецессию, или нет, покажет время. Сейчас же ясно одно – проблема не только очень серьезная, но и из тех, что приходят надолго.
Эту проблему называют проблемой долгов. Если взглянуть глубже, то это вопрос об эффективности ведения бизнеса. Как сообщает Bloomberg, анализ показывает, что в каждой третьей фирме деньги работают неэффективно. Но можно посмотреть и еще глубже.
Тяжелая ситуация сейчас сложилась практически на всех кредитных мировых рынках. У рейтинговых агентств не было так много работы с 2009 года. Причем, в подавляющем большинстве они понижают, а не повышают рейтинги компаний. Сильно настораживает и то, что почти треть компаний не может похвастаться достаточно высокой рентабельностью инвестиций.
Без развития
По мнению аналитиков Bloomberg, эти и другие факторы, взятые вместе, показывают, что модель, основанная на дешевых кредитах, по которой мировая экономика развивалась последние семь лет, окончательно зашла в тупик. Долги крупных компаний, по оценкам Standard & Poor’s, в 2015 году втрое превышали их доходность до выплаты налогов, амортизационных отчислений, процентов по кредитам и т.д. Таких плохих показателей не было после 2003 года. Суммарные долги китайских компаний, по данным агентства Bloomberg, достигли наивысшего уровня за три года.
S&P понизило кредитные рейтинга 863 крупных и средних компаний. Это наивысший показатель за шесть лет. Более трети компаний в добывающем и энергетическом секторах присвоены негативные прогнозы. Ситуация на рынке облигаций еще не достигла уровня и глубины обвала на фондовых рынках, но и там начинают накапливаться серьезные убытки. Инвесторы потеряли на глобальных корпоративных облигациях в 2015 году 0,2%. Для сравнения: в течение предыдущих шести лет этот показатель в среднем составлял 7,9% со знаком "+".
Большинство понижений кредитных рейтингов приходится на американские компании. Fitch Ratings понизило в прошлом году рейтинги почти 6% американских корпоративных облигаций. Это тоже самый большой процент после 2009 года.
Но в самой ли по себе стоимости кредитов дело? Можно сказать, что банки выдают их бездумно, а компании тратят отнюдь не развитие . Большая часть дешевых кредитов, полученных компаниями, - 3,8 трлн. долларов была потрачена на слияния и поглощения, а также на выкуп обратно своих акций и выплаты по дивидендам. В краткосрочной перспективе это, конечно, несколько повышает стоимость акций, однако было бы лучше тратить эти деньги на укрепление бизнеса в долгосрочной перспективе.
Изменение климата
"Ситуация показывает, что мы сейчас находимся в другом климате,- приводит Bloomberg объяснение Джеруна ван ден Брока, главы отдела исследований и кредитной стратегии развивающихся рынков амстердамского банка ING Bank NV.- Сейчас правят бал не осмотрительность и осторожность, как раньше, а расширения. Этот климат неблагоприятен для получателей кредитов".
Настораживает, конечно, и резко выросшая стоимость обслуживания долгов крупными корпорациями. По данным JPMorgan Chase & Co., в прошлом году у гигантов ушло на выплату процентов по долгам 119 млрд долларов. Это наивысший показатель с 2000 года, когда в банке начали собирать данные по этой проблеме.
В среднем в последнее время компании брали кредиты под 3%, что ниже 4,5% - средней ставки кредитования в предыдущие два десятилетия. Тем не менее, для многих компаний комбинация высокого соотношения собственных и заемных средств (коэффициента левериджа) и медленно развивающаяся мировая экономика несет в себе большую угрозу.
В этом году ввиду дальнейшего замедления темпов роста китайской экономики и рецессий в Бразилии и России, считают во Всемирном банке, ждать быстрого развития глобальной экономики не приходится. ВБ понизил прогноз темпов развития мировой экономики в 2016 году с 3,3% в июне прошлого года до 2,9% в январе. В прошлом году, к слову, глобальная экономика выросла на 2,4%, а в 2014 – на 2,6%.
Плохие долги, или пока что просто слишком много долгов, это свидетельство того, что экономика "не знает", куда ей развиваться. Медленные темпы развития мировой экономики это результат отсутствия у самого бизнеса понимания, куда вкладывать деньги. Очевидных драйверов, как стран, так и отраслей нет. Теоретически они могут и не появиться.
Низкие ставки в этой ситуации помогают держаться на плаву. Жесткая посадка означала бы всплеск безработицы и, несмотря, на это банкротства. В оценках, что сам по себе высокий уровень долгов является причиной рецессии, вероятно, есть доля правды. Из-за перекридитованности компании просто не могут дальше развиваться по этой модели. Но куда они стали бы развиваться, не будучи обременены долгами?
Обычно бизнес рано или поздно нащупывает новые прибыльные ниши. Сейчас этого не происходит. В общем-то, конечно, деловой мир надеется на авось, на то, что обозначится новое направление, куда пойдут инвестиции и где наметится рост. Однако этого в принципе можно ждать очень долго. А цена решений такого рода растет.