Роскосмос решил не продолжать разработку перспективного ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью. Из проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, направленного на согласование в министерства (копия есть в "Известиях"), исключена опытно-конструкторская работа под шифром ЛЭК-ВРБ по созданию многоразовой первой ступени. В более раннем, докризисном варианте ФКП на эту работу планировалось направить 12,5 млрд рублей. Стартовую инфраструктуру для возвращаемой первой ступени планировали строить за счет средств ФЦП "Развитие российских космодромов на период 2016–2025 годов". Многоразовые первые ступени ракет начинали разрабатывать в Центре Хруничева — компания представляла макеты перспективных первых ступеней с крыльями на нескольких авиакосмических салонах в Жуковском. Одна из предложенных "Хруничевым" разработок называлась многоразовая ракетно-космическая система (МРКС). В 2011 году Роскосмос решил заказать эскизное проектирование такой системы, выделив на проект 250 млн рублей. В 2013 году в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) по заказу "Хруничева" проводились исследования посадочных характеристик возвращаемого крылатого блока МРКС, выполненного в виде макета. Пресс-службой ЦАГИ тогда был опубликован облик аэродинамического макета, проходившего испытания. Многим он напомнил знаменитые космические челноки Space Shuttle и "Буран". Материалы проектирования МРКС планировалось использовать в рамках ЛЭК-ВРБ, но в ходе последнего сокращения бюджета ФКП (с 2 трлн до 1,4 трлн рублей) этот проект из программы вычеркнули. Как пояснил "Известиям" источник в научно-техническом совете Роскосмоса, исключение ЛЭК-ВРБ из итогового проекта ФКП не вызвало особых дискуссий в космическом агентстве, поскольку речь идет о разработке комплекса на довольно отдаленную перспективу и с уверенностью сказать сегодня, понадобится ли такая система в будущем, пока сложно. Использование многоразовой первой ступени ракеты сейчас стало популярной темой благодаря опытам Илона Маска, создателя компании SpaceX, по осуществлению посадки первой ступени ракеты Falcon 9. Концепция Маска не похожа на ту, которую продвигает "Хруничев": Falcon не раскрывает крылья, превращаясь в самолет, а приземляется вертикально на стойки. В декабре прошлого года первая ступень Falcon 9 впервые села без повреждений — и это был первый успешный опыт такого рода в истории. Однако эксперты по-прежнему оценивают перспективы повторного использования ступеней ракет с изрядной долей скепсиса, поскольку экономическая выгода такой схемы работы ракетного комплекса пока неочевидна. — Создание многоразовой первой ступени сегодня не имеет абсолютно никакого экономического смысла, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Использование систем посадки снижает грузоподъемность Falcon 9 не менее чем на 30%. Еще можно подсчитать затраты на создание, испытание и эксплуатацию многоразовой ступени — с дефектацией и переборкой двигателей после каждого полета. Сложно сказать, удается ли что-то в результате сэкономить, но если при этом снижается надежность ракеты, что весьма вероятно, то такая экономия никому не нужна. |