В связи с инцидентом со сбитым самолетом Су-24 и заявлением Дмитрия Медведева о том, что многие совместные проекты с Турцией могут быть приостановлены, одним из основных вопросов остается будущее газовых проектов.
Самолет российской авиагруппы Су-24 был сбит ракетой "воздух-воздух" с турецкого самолета F-16 над территорией Сирии на удалении одного километра от турецкой границы. Он упал в САР в 4 километрах от границы с Турцией.
После резких заявлений президента России Владимира Путина стало ясно, что ухудшение российско-турецких отношений неизбежно.
Энергетика России и Турции
Энергетика является, пожалуй, самой важной областью сотрудничества двух стран. Турция — второй по величине рынок сбыта "Газпрома" после Германии. В 2014 г. "Газпром" экспортировал в Турцию 27,4 млрд куб. м газа. Поставки российского газа в Турцию осуществляются по газопроводу "Голубой поток" и Трансбалканскому газопроводу. "Голубой поток" — газопровод мощностью 16 млрд куб. м в год, который проходит по дну Черного моря и обеспечивает прямые поставки газа турецким потребителям.
Таким образом, Россия является крайне важным партнером для Турции именно с точки зрения этих поставок.
Нельзя не упомянуть еще один важный проект, который в настоящее время находится на стадии согласования, – "Турецкий поток".
Проект "Турецкий поток" предполагает строительство газопровода из РФ в Турцию через Черное море. Предполагалось, что газопровод будет состоять из четырех ниток по 15,75 млрд куб. м газа каждая; газ первой нитки полностью предназначен для турецкого рынка, остальной объем планировалось вывести на турецко-греческую границу.
Строительство планировалось начать в июне, но проект все еще остается в стадии обсуждения. В 2013 г. в Турцию "Газпромом" было поставлено 26,7 млрд куб. м газа, а в 2014 г. – 27,3 млрд куб. м газа. Это делает Турцию вторым по величине потребителем российского газа (после Германии).
Помимо прочего, Россия и Турция ведут активное сотрудничество в сфере атомной энергетики. Так, российские специалисты строят на территории Турции атомную электростанцию - АЭС "Аккую", или "Турецкую АЭС".
С очень большой вероятностью эти проекты будут либо приостановлены, либо полностью закрыты. Еще до атаки турецких ВВС на российский Су-24 было ясно, что Эрдоган недоволен действиями авиации России в Сирии. Это неудивительно, так как именно Турция сейчас считается одним из основных "спонсоров" "Исламского государства" (террористической организации, запрещенной в России).
Поэтому многие стали задумываться о судьбе предполагаемого трубопровода. Если Россия решит отрезать Анкару от своих поставок, то Эрдогану необходимо найти новые источники, которые смогут удовлетворить более 50% потребностей страны.
Конечно, многие западные СМИ пишут, что Россия не может себе этого позволить и это происходит уже сейчас.
Вот что пишет Bloomberg:
"Турция получает из России около половины поставок природного газа, а "Газпром" получает за счет экспорта в страну порядка $10 млрд. Это делает энергетические связи непривлекательными для возмездия. Поэтому Россия будет искать другой способ ответа".
При этом в Сбербанке считают, что проект "Турецкого потока" вообще излишен, так как уже сейчас есть возможность доставлять газ Турции и остальной Европе.
Некоторые эксперты отмечают, что у Турции достаточно рычагов для борьбы с возможными мерами, такими как повышение цен или снижение объема поставок. Кроме того, многие сомневаются, что Москва пойдет на разрушение связей, которые создавались долгое время.
Но в реальности все не совсем так. Турция действительно имеет определенные рычаги влияния, но их использование означает, что Анкаре придется по-новому взглянуть на то, какие альтернативные энергетические отношения могут быть.
Здесь есть два очевидных варианта: США и Иран.
Экспорт сжиженного природного газа из США – очень старая идея, которая, кстати, так и не заработала в Европе. Такой газ слишком дорог, да и объемы его пока весьма небольшие.
На текущий момент расходы на транспортировку СПГ из США в Европу или Азию делают цену за газ для конечного потребителя непомерно высокой. Такие страны, как Катар, Алжир и Норвегия, могут экспортировать СПГ в Европу по столь же низкой цене, что и стоимость газа на внутреннем рынке США.
Разница в цене с российским газом по трубопроводу составляет около 10%, но не стоит забывать, что для этого необходимо строить СПГ-терминал, а это инвестиции в миллионы долларов, которые вряд ли может себе просто позволить Турция, находящаяся в экономическом кризисе.
Сейчас у Анкеры есть только один терминал, но он полностью загружен.
Что касается Ирана, то здесь необходимо понимать, что отношения России и Ирана значительно укрепились в последние шесть месяцев.
Вмешательство России в Сирии не будет забыто в Тегеране, так как в ином случае в Дамаске бы появилось марионеточное правительство Саудовской Аравии, что, пожалуй, было бы большой угрозой для Ирана с точки зрения экономики и политики.
Именно поэтому Иран может поддержать интересы России, поэтому Анкаре будет очень сложно получить хорошие условия для себя. По крайней мере это сильно усложнит поиск альтернативных источников.
Учитывая то, что происходит в Сирии, Иран может вообще отказаться обсуждать какие-либо контракты с Турцией.
Получается, что альтернатива российскому газу есть, но за нее придется платить значительно дороже, а также прилагать значительные усилия для проведения переговоров. И сделать это придется крайне быстро, если Россия "отрежет" Турцию, что практически нереально. |