Рекордно высокие ставки фрахта создают проблему для трейдеров, хранящих в танкерах миллионы баррелей нефти в расчете на повышение цен в будущем. В октябре ставки для супертанкеров превысили $100.000 в сутки, максимальный показатель с 2008 года, а сейчас составляют $70.000 в сутки. Стоимость фрахтования супертанкера на год выросла вдвое по сравнению с прошлым годом, превысив $50.000 в сутки, а общая стоимость хранения нефти на судне оценивается в чуть более $2 миллионов в месяц. Ранее в этом году участники рынка оценивали объем нефти, хранящийся в танкерах, в 50 миллионов баррелей. Повышенный спрос на суда в сочетании с сокращением их производства означает, что этот год для судовладельцев - лучший с финансового кризиса 2008 года, сказал аналитик Clarksons Platou Securities Омар Нокта. "Загрузка мощностей в результате резко выросла, достигнув почти 90 процентов, максимального уровня с 2008 года. Сейчас начинается влияние сезонных факторов, и мы ожидаем продолжения роста загрузки, при этом спрос на плавучие хранилища, возможно, станет еще более важным фактором", - сказал Нокта. Хранение нефти в танкерах выгодно только при достаточно высоком контанго - превышении цен фьючерсных контрактов на текущими ценами. Эта наценка должна как минимум покрывать стоимость хранения, которая как правило гораздо выше при использовании танкеров, чем хранилищ на суше. Такая стратегия использовалась в 2009 году, когда объем нефти, хранящейся в танкерах, превысил 100 миллионов баррелей. Ставки фрахта тогда были низкими, и трейдеры предпочитали фрахтовать суда на длительные сроки. Но в этот раз преимущество на стороне судовладельцев. "Если контанго будет расти, очень скоро начнут расти и ставки фрахта. Владельцы танкеров печально известны тем, что моментально поднимают ставки", - сказал один нефтяной трейдер. |