График "Общий размер инструментов кредитного рынка" (Total Credit Market Instruments), который был опубликован еще 31 марта 2015 г. на основе данных ФРС США, наделал много шума, ведь оказалось, что этот показатель, подразумевающий общий долг США, превысил $59 трлн, то есть 330% ВВП США.
Вот только с того момента форма ФРС Z.1 Flow of Funds (section L.1), в которой и содержались эти данные, больше не обновлялась в том виде, в каком ее привыкли видеть.
Почему регулятор неожиданно прекратил отчетность до обновления данных по движению денежных средств, которые были наиболее полным описанием существующего бытового, финансового, корпоративного и государственного долга?
Никто не мог понять, почему 18 сентября 2015 г. в отчете Z.1 просто исчезли таблицы, посвященные инструментам кредитного рынка. При этом неясно, где брать эквивалентную информацию.
Видимо, в ФРС поступало так много запросов о причинах исчезновения привычных данных, что регулятор решился на официальное заявление:
"Начиная с выпуска Z.1 от 18 сентября 2015 г. классическая презентация инструмента категории "Инструменты кредитного рынка" была прекращена и заменена двумя новыми категория инструментов: "Долговые ценные бумаги" и "Кредиты".
Согласно сообщению ФРС эти инструменты включают в себя все финансовые активы и обязательства, ранее входящие в инструменты кредитного рынка. При этом регулятор также обратил внимание, что изменения в отдельных категориях сделали новую сумму долговых ценных бумаг и займов больше, чем в предыдущих публикациях.
Это означает, что сводный общий долг вырос так сильно, что ФРС просто не могла об этом не сказать. Фактический долг увеличился примерно на $2,7 трлн. В настоящий момент в отчете ФРС общий долг – это сумма двух категорий инструментов: долговые ценные бумаги (таблица L.208) и кредиты (таблица L.214).
При этом изменилась методология подсчета. В долговые ценные бумаги были включены нерыночные казначейские ценные бумаги, находящиеся в государственной пенсионной системе.
А это, учитывая установленные выплаты правительства после пересмотра, означает повышение долга на $1,408 трлн в IV квартале 2014 г.
Что касается кредитов, то в эту категории были включены инструменты, ранее классифицированные как защищенные кредитные обязательства. К ним относятся кредиты депозитарных учреждения на покупку или проведение операций с ценными бумагами; кредиты иностранных банковских офисов в США на покупку или проведение операций с ценными бумагами; денежные счета домохозяйств и некоммерческих организаций у брокеров и дилеров. В результате по итогам IV квартала общий размер инструмента вырос на $962 млрд.
Увеличение еще на $370 млрд связано с включением в "Кредиты" тех инструментов, которые ранее классифицировались как защищенные кредитные обязательства домохозяйств. Сейчас это просто обязательства по кредитам.
В результате ФРС удалось убить одним выстрелом сразу двух зайцев. С одной стороны, она больше не публикует простой инструмент, с помощью которого любой мог понять общий размер долга. С другой – она тихо увеличила консолидированный долг на $2,7 трлн до $62,1 трлн по состоянию на 30 июня 2015 г.
К счастью, понять, сколько же должны США в целом, все еще несложно: для этого просто надо сложить сумму двух инструментов.
Поскольку данные по ВВП не были пересмотрены в сторону повышения, картина получается не очень радостная. Общий долг по отношению к ВВП вырос с 330% до 350%. И об этом никто нигде не сообщал, так как подобного показателя теперь просто не существует.
|