Американские налогоплательщики не могут позволить себе и дальше вкладываться в разработку истребителя-бомбардировщика F-35, и без того огромные затраты на который продолжают расти, пишет президент организации "Налогоплательщики за здравый смысл" (Taxpayers for Common Sense) Райан Александер в издании US News and World Report. В конце июля представители морской пехоты США заявили, что их вариант истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 достиг ключевого этапа разработки, известного как "первоначальный оперативный потенциал (IOC)". Этот термин означает, что самолет обладает минимальным уровнем готовности к успешной эксплуатации обученным персоналом. "Это не означает, что самолет полностью готов к эксплуатации", — замечает Александер, поясняя, что стадия "полной боеготовности" характеризуется тем этапом, когда все подразделения или организации вооруженных сил, претендующие на F-35, получают машины и готовы к их эксплуатации и обслуживанию. Таким образом, разработка этого истребителя-бомбардировщика все еще продолжается, а стоимость нового самолета продолжает расти. Именно в таком виде — с минимальной боеготовностью — самолет получат военнослужащие Юмы, штат Аризона. Александер напоминает, что сенатор от этого штата Джон Маккейн еще в 2013 году отзывался о растущих затратах на разработки F-35 как о чем-то очень позорном. После получения F-35 он заявил, что все еще проявляет беспокойство относительно надежности и функциональных возможностей этого самолета. Ранее в этом году Счетная палата США опубликовала отчет, согласно которому Пентагон планирует увеличить ежегодные затраты на новый бомбардировщик с восьми до 12 миллиардов долларов ежегодно на ближайшие пять лет, а после этого — до 14 миллиардов. При этом в отчете отмечается, что если необходимого уровня финансирования достичь не удастся, Пентагон не сможет позволить себе первоначальный план поставок истребителей-бомбардировщиков в американские военные части. "Не сможет позволить себе", — это еще мягко сказано, отмечает эксперт далее. Долгосрочное обслуживание F-35 и поддержание его боеготовности Счетная палата США оценивает в один триллион долларов, причем, с точки зрения Александера, эта цифра будет и дальше "ползти вверх". "Так может ли Пентагон позволить себе столь масштабные инвестиции в самолет, разрабатываемый для того, чтобы быть на вооружении минимум сорок лет, учитывая, что о том, какие именно войны будут вестись в 2025 и тем более в 2055 году, ничего неизвестно?" — задается вопросом глава объединения налоговиков. |