Ведущие нефтесервисные компании мира Schlumberger NV и Halliburton Co ищут новые способы работы с клиентами на фоне резкого падения мировых цен на нефть. Многие производители нефти и газа значительно сократили бюджеты на разведку и добычу после 60-процентного падения цен на нефть за последний год. Нефтесервисные компании в некоторых случаях взяли на себя роль банков, неохотно выдающих кредиты нефтяникам, а в других случаях предлагают клиентам расплачиваться долей в добыче. После того как чистая прибыль Halliburton во втором квартале упала более чем на полмиллиарда долларов до $54 миллионов, генеральный директор Дейв Лесар сообщил аналитикам, что компании нужно искать новые источники дохода. Компания договорилась с инвестиционной фирмой BlackRock о финансировании на сумму $500 миллионов, которые, как сказал Лесар, помогут Halliburton "искать дополнительные способы работы с клиентами, различные бизнес-модели". Компания не сообщила подробности договоренностей с клиентами. Другой вариант, который рассматривает Halliburton и предлагает клиентам Schlumberger, предусматривает получение компаниями доли в добыче из новых скважин. Кроме того, компании предлагают клиентам новую технологию - рефрекинг - позволяющую повысить отдачу существующих скважин вместо бурения новых, каждая из которых обходится в несколько миллионов долларов. Рефрекинг заключается в закупорке трещин в горной породе, из которых поступает нефть, для повышения давления в пласте, и создании в той же скважине новых разрывов путем нагнетания туда смеси воды, песка и химикатов под высоким давлением. Производители сланцевой нефти EOG Resources Inc и Anadarko Petroleum Corp считают, что технология рефрекинга требует доработки, но Chesapeake Energy Corp и Devon Energy Corp сообщили, что довольны результатами. Devon использовала эту технологию на 1.000 скважин в Техасе, на нескольких десятках из них дважды, но сообщила, что не планирует пользоваться предложением нефтесервисных компаний о финансировании. Глава Schlumberger Пол Кибсгаард признал, что клиенты, возможно, не захотят делиться добычей и предпочтут традиционные сервисные контракты. "Это отражение того, хотят ли компании оставить себе большую часть доходов или переложить на нас все риски, но при этом потенциально отдавать нам гораздо больше прибыли", - сказал Кибсгаард, комментируя результаты компании. |