Многие нефтяные компании вынуждены жестко урезать свои бюджеты в 2015 г. на фоне низких цен на нефть. Отскок в апреле и мае до $60 за баррель дал надежду на то, что снижение было временным.
Но резкий обвал цен в июне – в связи с ядерным соглашением по Ирану, постоянным профицитом поставок и экономическими проблемами в Греции и Китае – ухудшил настроение рынка.
Теперь преобладает мнение, что цены на нефть могут упасть еще ниже и это будет сильным ударом по нефтегазовому сектору.
Нефтяные фьючерсы на поставку в декабре 2020 г. в настоящее время торгуются на $8 ниже, чем они были в начале года, тогда как спотовые цены выросли на $4.
Другими словами, нефтетрейдеры сейчас гораздо пессимистичнее оценивают перспективы нефти в ближайшие годы.
Растет понимание того, что цены на нефть могут остаться очень низкими, и это запускает новый раунд сокращения расходов и рабочих мест в нефтяной промышленности.
"Это монументальная задача, чтобы компенсировать влияние падения цен на нефть на 50%, - считает аналитик Oppenheimer & Co. Фадел Гейт. – Приоритеты сместились полностью. Приоритет сейчас - просто прекратить расходовать бюджет. Приоритет – жить в пределах своих средств. Забудьте о росте. Сейчас компании находятся в режиме выживания".
И многие компании также пересчитали цены на нефть, необходимые для новых проектов бурения, чтобы они имели хоть какой-то финансовый смысл. В соответствии с Wall Street Journal в BP ожидают цены на уровне $60 за баррель, и исходя из этой цены теперь планируется деятельность. В Royal Dutch Shell немного более пессимистичны, используя уровень $50 за баррель.
В настоящее время все проекты, которым необходимы цены в $100 за баррель и больше, просто отложены на неопределенный срок, даже если они уже были начаты.
Крупные нефтяные компании уже отменили или задержали реализацию проектов на $200 млрд, подсчитали в Wood Mackenzie.
По всему миру отложены 46 крупных нефтяных и газовых проектов, совокупный объем запасов которых достигает 20 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Это означает, что через несколько лет глобальная добыча может быть значительно ниже, чем ожидалось.
В связи с длительными сроками решения, принятые сегодня, окажут влияние ближе к концу этого десятилетия, а также в 2020-х гг.
Для компаний, конечно же, важно сократить расходы сейчас, но общая тенденция может привести к тотальному дефициту нефти.
Прогнозировать объем спроса в долгосрочном периоде очень сложно, и эта проблема характерна для любых экономических и финансовых моделей. Никто точно не может сказать, сколько миру потребуется нефти через 10 или 20 лет. Но вот объемы добычи можно предсказать более-менее точно.
Еще одной проблемой является то, что даже на фоне высоких цен на нефть количество открытий крупных месторождений заметно сократилось. 2014 г., в котором цены оставались еще высокими, был одним из худших периодов за последние 60 лет по объему открытий новых крупных месторождений.
Несмотря на высокий уровень расходов, геологоразведочные компании просто находят все меньше и меньше запасов нефти.
Добыча сланцевой нефти выросла в последние годы, но это может быть мимолетным явлением. Стремительные темпы падения количества сланцевых скважин предполагают, что добыча в США может упасть уже в перспективе ближайших месяцев.
Тем не менее Америка все же может сохранять текущий уровень, но неясно, сколько это будет стоить, так как это потребует повсеместного внедрения новых технологий.
МЭА прогнозирует, что добыча сланцевой нефти в США будет стабильной, а снижаться начнет в 2020-х гг. Это означает, что идти в ногу с растущим спросом уже не удастся.
Добавим также то, что большая часть добычи сланцевых скважин приходится на первые 1-2 года, но и традиционные скважины теряют объемы со скоростью около 5% в год. И это означает, что очень скоро потребуются новые крупные источники нефти.
Еще один фактор, который может отыгрываться на нефтяных рынках в долгосрочной перспективе, – это использование резервных мощностей Саудовской Аравии. Считается, что королевство может нарастить добычу в течение нескольких недель и это имеет решающее значение для стабильности мирового рынка нефти.
Многие энергетические аналитики любят сравнивать текущую ситуацию с той, что произошла в 1980 г. Но одним из главных отличий является то, что в дополнение к перенасыщению поставок нефти в 1980-х гг. Саудовская Аравия резко сократила добычу с 10 млн баррелей в сутки до менее чем 4 млн баррелей в сутки.
В результате во второй половине 80-х и на протяжении 90-х гг. мир столкнулся с резервными мощностями на несколько миллионов баррелей в сутки, поэтому в течение этого времени практически не было шанса на рост цен.
Сейчас, по различным оценкам, даже ОПЕК имеет только 1,6 млн баррелей резервных мощностей в сутки, а это самый низкий уровень с 2008 г. Таким образом, Саудовская Аравия в настоящее время наводнила рынок своей нефти, но у нее практически нет возможности увеличения добычи.
Это возвращает нас к крупным сокращениям расходов нефтяных компаний. Резервных мощностей нет, новых месторождений мало, и мир в конечном итоге может столкнуться с заметным падением предложения. А вот это может привести к резкому и сильному росту цен на нефть. Но придется подождать еще 5-7 лет. |