Крупные нефтяные компании традиционно используют подрядчиков, которым готовы платить от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов. Но платят они не сразу. И отсрочка платежа лишает американские нефтесервисные компании солидной части прибыли.
Практика отсрочки платежа так прочно вошла в сектор, что никто не ставит по сомнение ее легитимность. Работа сделана, все акты подписаны, счет-фактура согласован и отправлен в головной офис компании-клиента.
Но деньги нефтяники получают только через несколько недель или даже месяцев. Обычно процесс оплаты занимает 90 дней или дольше. И это стало общепринятой нормой.
С точки зрения традиционных экономических отношений весь этот процесс абсолютно ненормален. Представьте, что вы покупаете автомобиль или дом, получаете ключи, но деньги отдаете только через 2-3 месяца.
В большинстве случаев принято сначала платить, а потом уже требовать услугу или товар. Если деньги не заплатить сразу, то обычно это называется воровством и продавец вызывает полицию. Товарный кредит, конечно же, существует, но сроки оплаты редко превышают 30 дней.
Какой еще сектор объемом в миллиарды долларов может себе позволить не платить поставщикам по несколько месяцев?
Нефтесервисные компании постоянно пытаются изменить сложившуюся ситуацию, но в США такая практика сложилась в начале 1980-х гг., когда Dome Petroleum Ltd. испытывала проблемы с наличными и заявила о том, что будет выплачивать все, что должна, только через 90 дней.
Нефтяные компании очень быстро последовали плохому примеру. Теперь поставщики могут ждать деньги от клиента до 120 дней, но им приходится принимать эти условия из-за жесткой конкуренции.
Проблема в том, что зарплату рабочим необходимо платить раз в две недели, каждый день закупать топливо, раз в месяц выплачивать аренду за оборудование и т. д. Такие расходы обычно составляют большую часть прямых затрат, около 65%, если дела идут хорошо, и 80-90%, если приходится работать там, где много конкурентов.
Фактически отсрочка платежа – это финансовая субсидия для клиентов. Если посчитать на примере Канады, то цифры получаются огромными. По оценкам капитальные затраты на добычу и разведку нефти и газа составили $69 млрд в 2014 г.
Если предположить, что все поставщики получали деньги только через 90 дней, то это означает, что объем дебиторской задолженности составил 25% от общих капитальных расходов, то есть $17,25 млрд.
Предположим, что каждый поставщик использовал банковскую кредитную линию, для того чтобы платить рабочим, покупать топливо и т. п. Основная кредитная ставка в 2014 г. составляла около 3%, а по таким кредитным линиям - около 5%. То есть поставщику эта отсрочка обходилась примерно в 5% годовых. Большинство банков кредитуют только 75% дебиторской задолженности, то есть компании заплатили банкам за год около $650 млн. Большие деньги, которые могли бы стать прибылью.
Конечно, расчет сильно упрощен, так как многие нефтяные компании платят раньше, чем пройдет 90 дней, а многие нефтесервисные компании в состоянии сами оплачивать большую часть расходов. Другие также могут претендовать на более низкие процентные ставки.
С другой стороны, многие компании показывают задолженность более 90 дней, особенно это касается небольших предприятий. Маленькие компании также вынуждены соглашаться на повышенные процентные ставки, а некоторые вообще прибегают к факторингу дебиторской задолженности, чтобы обеспечить пополнение оборотного капитала.
Общая стоимость отсрочки платежа всегда превышает проценты банка. Необходимо платить за введение бухгалтерского учета, счетов-фактур, программных систем и т. д.
Кто несет финальные затраты? Клиент. Нефтесервисные компании просто включают эти дополнительные затраты в цену своих услуг, а те, кто этого не делают, быстро уходят с рынка. Обычно на крупных проектах компании и клиенты договариваются о скидках, если платеж поступит сразу. Это не всегда может быть выгодно, но стороны все же стараются договариваться.
Для компании-клиента такой подход позволяет увеличить прибыль на инвестированный капитал (ROIC). В ином случае приходится больше тратить на проект, что делает компанию менее эффективной.
Для управления финансовыми потоками отсрочка платежа действительно выгодна, но инвесторы могут на нее не согласиться, если понимают процесс и потенциальные возможности. Сегодняшний рынок жесток. Многие компании не будут платить сразу только потому, что они знают, что могут не платить. При этом отсрочка даже до 180 дней никак не наказывается, если все документы в порядке.
И здесь возникает вопрос мошенничества и банкротства. За несколько месяцев с компанией-клиентом может произойти все что угодно, и эти риски нефтесервисные компании также закладывают в цены. За жадность одних платит весь рынок.
Точно определить сумму, которую компании сектора вынуждены платить из-за существования отсрочки, просто невозможно, но большая часть их могла бы вообще не существовать. К сожалению, большинство компании привыкли к подобными условиям, а изменения вряд ли возможны в ближайшем будущем. |