Как сообщает "Джейнс дифенз уикли", ВВС Индии потребовали, чтобы часть авионики и систем вооружения "Рафалей" была модифицирована для возможности применения в будущем вооружений национального производства.
Данное требование включает, в частности, потенциальное применение ракеты класса "воздух-воздух" большой дальности (80 км) "Астра", которая в настоящее время находится в стадии разработки.
Согласно источнику в ОПК Индии, ВВС не намерены в будущем проводить повторную сертификацию, и планируют включить этот вопрос в текущий переговорный процесс.
Как уже сообщал ЦАМТО, Министерство обороны Индии в июне начало переговоры с французской компанией "Дассо авиасьон" (Dassault Aviation) относительно уточнения деталей сделки по приобретению 36 истребителей "Рафаль". Специальная переговорная группа, сформированная индийской стороной, получила полномочия на проведение переговоров по срокам и условиям приобретения 36 самолетов "Рафаль", по завершении которых будет сформулирован окончательный проект соглашения.
Как заявил недавно министр обороны Индии Манохар Паррикар, поставка будет выполнена в сроки, установленные в соответствии с оперативными потребностями индийских ВВС. Истребители будут поставлены в той же конфигурации и системами вооружения, которые ранее были протестированы и одобрены индийскими ВВС. Большая часть работ по обслуживанию самолетов будет возложена на французскую сторону.
Судя по текущим переговорам и новым требованиям ВВС Индии, данное заявление, очевидно, было преждевременным.
О том, что у уполномоченных представителей Индии и Франции возникли проблемы по поводу оценки стоимости 36 закупаемых истребителей "Рафаль", графика их поставок, а также офсетных обязательств, стало известно в прошлом месяце.
Разногласия связаны с тем, что индийская сторона потребовала компенсационный офсетный пакет в размере 50% от расчетной стоимости контракта, который оценивается в 6-7 млрд. долл.
В связи с "настойчивостью" индийской стороны по компенсационному пакету обязательств, французские представители сообщили, что такая постановка вопроса приведет к увеличению суммы основного контракта по сравнению с той ценой, которая была согласована в Париже в апреле этого года. Тогда премьер-министр Нарендра Моди и президент Франсуа Олланд договорились, что Индия приобретет 36 "Рафалей" путем подписания межправительственного соглашения (IGA). Причем истребители будут закупаться по той же цене, что и для ВВС Франции.
Заключение межправсоглашения автоматически меняет и условия офсетных обязательств.
Изначально базовой ценой для расчета стала стоимость истребителей "Рафаль" в конфигурации для ВВС Франции от 2011 года (110-120 млн. долл. за единицу). Французская сторона заявляет, что естественный рост цен в сочетании с упорством Индии по получению 50-процентного офсета увеличивает текущую стоимость одного самолета до 170-180 млн. долл., а всего пакета до 7 млрд. долл. (согласно недавнему заявлению М.Паррикара, предложенный пакет оценен уже в 8 млрд. долл.).
Кроме того, споры вызвал и график поставок "Рафалей". Министр обороны Индии М.Паррикар 16 апреля заявил, что поставки начнутся через 18 месяцев после подписания контракта, а весь контракт будет выполнен через три года. Тем не менее, французская сторона, как полагают, изменила очередность в своем производственном графике, переместив Индию на третье место после Египта и Катара, которые подписали контракты на закупку 24 истребителей "Рафаль" в феврале и апреле, соответственно. Со своей стороны, Индия рассчитывает получить преференции на основании того, что ведет переговоры с "Дассо" уже в течение трех лет.