Члены Совбеза ООН разъяснили позиции по проекту резолюции по делу MH17 Члены Совета Безопасности ООН по-разному проголосовали по проекту резолюции о создании трибунала по авиакатастрофе Boeing, но согласны в том, что необходимо полное независимое расследование крушения. Так мотивировали свою позицию и голосовавшие за США и Малайзия, и голосовавшая против Россия, и воздержавшиеся Китай, Ангола и Венесуэла, и подготовившие проект Украина, Нидерланды и Австралия. Россия в среду применила право вето, заблокировав проект резолюции, представленный от лица группы стран, проводящих расследование авиакатастрофы (Австралия, Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина) по созданию международного трибунала. За принятие документа проголосовали 11 членов СБ, Китай, Венесуэла и Ангола воздержались. В голосовании участвовали пять постоянных (Россия, США, Британия, Франция, Китай) и десять непостоянных (Ангола, Венесуэла, Иордания, Испания, Литва, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Чад и Чили (2015) членов совета. Члены Совета "Сегодняшнее вето не может быть и не станет отрицанием правосудия для семей погибших. Для тех, кто сбил гражданских самолет с 298 людьми на борту, не может быть и не будет безнаказанности", — заявила постпред США при ООН Саманта Пауэр. Министр транспорта Малайзии Дато Тинг Лай заявил, что результаты голосования не повлияют на намерение его страны искать наказания для виновных и справедливости для погибших людей. "Малайзия также рассмотрит и изучит другие возможные варианты механизма преследования с точки зрения сегодняшнего шага", — сказал он. Воздержавшиеся при голосовании Ангола и Венесуэла не сомневаются в необходимости расследования и наказания виновных, однако не согласны с формулировками подготовленного Малайзией документа. Как заявил представитель постпредства Анголы Джао Джимолика, страна "серьезным образом осуждает гибель самолета и гибель всех, кто находился на борту", но отмечает, что расследование еще не завершено. "Учреждение трибунала — преждевременное решение. Наиболее приемлемым вариантом будет подождать результатов расследования", — заявил он. "Мы убеждены, что резолюция 2166 (принятая после авиакатастрофы) продолжает оставаться применимой правовой основой для международного сотрудничества в интересах полного и независимого расследования", — заявил Джимолика. Постпред Венесуэлы Рафаэль Рамирес заявил, что "ответственные за эту трагедию должны быть наказаны в соответствии с законом", но проект резолюции содержал "политические элементы, которые могут подорвать доверие между сторонами, которое необходимо, чтобы надлежащим образом содействовать продолжающемуся расследованию". "Мы считаем, что ссылка на главу VII Устава ООН выходит за политические и юридические рамки резолюции 2166", — сказал Рамирес. Постпред Китая Лю Цзеи заявил, что проект резолюции о создании трибунала не поможет в установлении виновных. "Сейчас фокус должен быть сосредоточен на том, чтобы установить правду о происшествии и добиться справедливости для жертв. Китай понимает чувства спонсоров (авторов) проекта резолюции и родственников погибших при крушении MH17, а также их настойчивое желание наказать виновных. Китай участвовал в консультациях по проекту резолюции и все время призывал членов Совета сохранять единство", — заявил он. "При данных обстоятельствах, когда некоторые члены Совета имеют обеспокоенность по поводу проекта резолюции, вынесение его на голосование только приведет к расколу между членами Совета, это не поможет ни облегчить печаль родственников погибших при крушении MH17, ни установить факты и привести виновников к ответственности. Основываясь на этом, Китай воздержался от голосования", — добавил постпред Китая при ООН. Как заявил российский постпред Виталий Чуркин по итогам голосования, "занятая нами сегодня позиция не имеет ничего общего с поощрением безнаказанности". "Россия готова продолжать содействовать проведению полного независимого и объективного расследования причин и обстоятельств гибели малайзийского авиалайнера с опорой на положения резолюции СБ 2166", — сказал он. Россия готовила альтернативный проект, предполагающий активизировать роль генерального секретаря ООН, предусмотренную резолюцией 2166, и более глубокое вовлечение всех заинтересованных сторон. Он также заявил, что в отношении катастрофы остается немало неотвеченных вопросов, в том числе к Киеву — например, зачем гражданские самолеты направлялись в зону, где воюют украинские вооруженные силы, "в том числе с использованием авиации" и почему Украина еще не предоставила записи переговоров военных авиадиспетчеров. Чуркин выразил надежду, что правосудие наступит "и в отношении тех, кто сбивал самолет, и тех, кто его направлял в зону военных действий". Вне Совета: авторы проекта и российские политики Глава украинского МИД Павел Климкин заявил на заседании Совета, что единственно возможный путь предотвратить трагедию, подобную крушению MH17, — как можно скорее наказать виновных. "По этому вопросу Совет Безопасности должен действовать по главе VII (Устава ООН)", — заявил он и добавил, что "речь идет об индивидуальной уголовной ответственности преступников, а не о политике". Глава МИД Нидерландов Берт Кендерс на заседании заявил, что Совет безопасности страны опубликует итоги расследования причин крушения в октябре. "Мы, страны, работающие вместе над уголовным расследованием, не остановимся в стремлении обеспечить, чтобы ответственные за этот акт насилия были привлечены к правосудию", — сказал он. Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила, что предложенный проект резолюции "приводил в действие требование привлечь к ответственности, поддержанное в резолюции 2166", и добавил, что "создание механизма преследования до завершения уголовного расследования соответствует практике Совета". В российском парламенте заявили, что создание трибунала не продвинуло бы расследование дела по существу. "Создание трибунала ни на шаг не продвинет расследование существа дела. Мы имеем дело… со стремлением переломить мировое общественное мнение, которое начинает склоняться к сотрудничеству с Россией", — сказал журналистам первый замглавы фракции "Единая Россия", член оборонного комитета Госдумы Франц Клинцевич. По его мнению, эта резолюция "вообще не должна была рассматриваться Совбезом ООН даже по формальным основаниям", поскольку "в соответствующих документах досконально прописаны все его прерогативы, и случай с "Боингом" в них никак не вписывается". Вице-спикер Госдумы Николай Левичев (СР) считает, что работа трибунала свелась бы к попыткам опорочить Россию, хотя несколько немецких семей, которые потеряли родственников в этой катастрофе, подали иски против властей Украины. Представленный проект резолюции называет крушение пассажирского лайнера угрозой международному миру и безопасности и предписывает создание международного трибунала для привлечения виновных к ответственности по главе VII Устава ООН. Россия не поддержала это предложение, поскольку эта авиакатастрофа стала результатом уголовного преступления, которое нельзя расценивать как угрозу международному миру и безопасности, и ранее СБ ООН никогда не создавал трибуналов по подобным ситуациям. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого ответственными считает Вашингтон. |