Газпром намерен за пять лет перекроить карту газового импорта Европы, рынок которой отнюдь не благоволит экспансии российского гиганта: его планам угрожают проблемы со спросом на газ, финансовые потери в случае отказа от прокачки через Украину и противодействие новым проектам со стороны Евросоюза. Противоречивые заявления российского концерна за последние полгода и планы, идущие вразрез с динамикой европейского рынка, по мнению аналитиков, объясняются стремлением Газпрома рассредоточить силы, не выбирая заранее "направление главного удара". "Газпром одновременно работает на нескольких фронтах, чтобы сделать ставку на тот вариант, который быстрее сработает", - говорит старший аналитик VYGON Consulting Мария Белова. Газпром, поставляющий Европе примерно треть потребляемого ей газа, избежал действия санкций, введённых Западом против РФ в результате украинского конфликта, но тем не менее столкнулся с ослаблением спроса на топливо и антимонопольным преследованием в ЕС. Переживая одновременно рекордное падение добычи - до 444 миллиардов кубометров в 2014 году, Газпром продолжает тратить астрономические суммы на новые трубопроводы. А когда добыча продолжила падать и в первом квартале 2015-го (ещё минус 12 процентов), то с мая концерн просто перестал раскрывать эти данные, одновременно заявив о 15-процентном росте инвестиций до 1 триллиона рублей. Запланированная на 2019 год остановка украинского транзита может стоить Газпрому ещё до $1 миллиарда платежей транзитным странам ежегодно в течение 10 лет, предупреждают аналитики и отраслевые источники. Впрочем, Газпром и сам уже сомневается в необходимости разрыва с Украиной: если в середине июня замглавы концерна Александр Медведев сказал, что "украинский транзит больше использоваться не будет. Даже если Солнце поменяется местами с Луной", то спустя всего 10 дней глава Газпрома Алексей Миллер пообещал переговоры с Украиной о новом контракте на транзит после 2019 года - об этом его попросил президент РФ Владимир Путин. Через Украину сейчас идёт основной объём экспортных ресурсов российского газа, и Газпром планировал обойти строптивого соседа, расширив действующий трансбалтийский трубопровод Северный поток и построив трансчерноморский Турецкий поток. Однако пообещав в июне удвоить мощность Северного потока до 110 миллиардов кубометров в год, через несколько недель концерн фактически заморозил старт Турецкого потока. ПРОСТО БИЗНЕС Украина зарабатывает на транзите сейчас около $1,8 миллиарда в год - это примерно 6 процентов доходов бюджета за 2014 год. Транзитный контракт заканчивается после 2019 года, и Киев хочет поднять плату за прокачку почти вдвое. В Газпроме признают, что самой большой проблемой в отказе от украинского транзита является договор не с Киевом, а со Словакией, принимающей российский газ после Украины. Контракт со Словакией, заключенный на условиях гарантированной оплаты (ship-or-pay), действует до 2028 года. На тех же условиях заключен транзитный договор с Болгарией. "Вот это и есть главная проблема: что делать с этим контрактом (со Словакией), пока никто не знает", - говорит источник в Газпроме, давая понять, что концерн очень надеется на новое транзитное соглашение с Киевом. В 2014 году Словакия получила за транзит 630 миллионов евро, Болгария - $100 миллионов. Аналитики уверены, что РФ сохранит украинский транзит после 2019 года - другой вопрос, в каком объеме: "Полностью отказаться от транзита через Украину нереально к 2019 году, что будет с Турецким потоком - еще неясно, успеют ли в срок построить, будут ли готовы трубы в самой Европе от этого Турецкого потока. Тут много "но", - говорит аналитик Райффайзена Андрей Полищук. Аналитики считают, что Украина сохранит транзит на уровне от 10 до 30 миллиардов в год против 62 миллиардов, которые прошли через эту страну с востока на запад в 2014 году. "Он (транзит через Украину) просто-напросто дешевле, вы можете себе дороже поставлять через Турецкий поток, но как только появится конкурент, который может предложить другую цену, вам придется выбирать более дешевый маршрут. И им пока остается Украина", - отмечает аналитик Райффайзен. Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis подсчитал, что Газпром в прошлом году платил за транспортировку 1.000 кубометров по Северному потоку $43, а через Украину - $33. "Мы считаем наш транзитный маршрут самым коротким и самым дешевым", - сказала пресс-секретарь Нафтогаза Украины Олена Осмоловска. ГАЗОВАЯ ТУМАННОСТЬ Газпром планирует новые маршруты, исходя из того, что спрос на газ в Европе будет расти вместе с продажами российского газа и долей его на рынке ЕС, но аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров говорит, что серьезного увеличения объемов экспорта ожидать не приходится: "Откуда возьмется спрос на дополнительные 55 миллиардов кубометров, которые Газпром хочет прокачивать по Северному потоку-2? Перспективы спроса на газ в Европе являются весьма туманными", - говорит он. "Именно дополнительные мощности вряд ли будут востребованы в ближайшее время", - говорит Полищук. "Новые мощности создаются исключительно под новые объемы российского газа", - сказал Миллер про Северный поток-2 в интервью Рейтер. Доцент Высшей школы экономики Игорь Макаров согласен, что спрос на газ в Европе будет расти на фоне того, что страны Евросоюза ужесточат требования по выбросам в атмосферу после 2020 года и будут заменять уголь газом и возобновляемыми источниками. Но вряд ли в выигрыше от этого будет Газпром, опасается он: Европа давно хочет снизить долю поставок российского топлива и сможет сделать это, наращивая импорт морских партий сжиженного газа (СПГ), ресурсов которого у Газпрома нет. "Я не уверен, что трубопроводный газ Газпрома будет приоритетом. Происходит переориентация на краткосрочные контракты, которым СПГ более соответствует, не говоря уж про политическую ситуацию, которая не лучшая для Газпрома". При этом уже построенная первая очередь Северного потока не загружена на 100 процентов, потому что Газпром не может получить доступа к внутриевропейской трубопроводной инфраструктуре из-за ограничений Третьего энергопакета ЕС. По мнению Беловой из VYGON Consulting , экспортер отдает себе отчет в том, что новая трансбалтийская труба может остаться наполовину пустой. "Имея негативный опыт с заполнением наземного продолжения Северного потока, российский гигант, заявляя о мощности в 55 миллиардов кубометров газа Северного потока-2, может исходить из возможности реально заполнить только их половину", - считает Белова. Если Газпром будет настаивать на сооружении Северного потока-2, то он может только себе навредить, опасается Нестеров: "Газпром может создать такое избыточное предложение газа, что обрушит цены – выгодно ли это Газпрому, если цены и так низкие". Газпром перешел в наступление на Балтике ещё и на фоне пробуксовки на южном фронте, считает он. "Я думаю, что озвучивание этого проекта на данном этапе Газпрому важно в моральном плане, как средство возможного оказания давления на Турцию в тяжелых переговорах по Турецкому потоку", - говорит Нестеров. ВНЕ ОБСУЖДЕНИЯ Газпром обещал в начале лета 2015 года приступить к монтажу Турецкого потока, доведя его до полной мощности в 63 миллиарда кубометров к 2019 году. Но пока Турция выдала разрешение только на изыскательские работы. Чиновник министерства энергетики Турции сказал Рейтер, что выдача разрешений на вторую, третью и четвертую нитки пока не является предметом обсуждения. "Мы считаем, что России следует обсудить это как отдельный вопрос", - сказал чиновник. Из-за этих проволочек большинство экспертов склоняются к тому, что вместо четырех веток трансчерноморской трубы будет построена только одна - для снабжения Турции. Этому уже есть доказательства: источники говорят, что Газпром притормозил расширение Южного коридора, смысл которого - привести арктический газ в Турецкий поток. Но будущее даже первой нитки вызывает вопросы - в начале июля Газпром отказался от контракта с подрядчиком Saipem на прокладку трубопровода в Турцию. Переговоры осложнены ещё и тем, что Турция сохраняет возможность альтернативных поставок из Ирана или Азербайджана, что может быть инструментом давления Турции на Газпром, отмечает Нестеров. |