В дни, когда трубоукладчик итальянской компании Saipem - Castoro Sei встал на якорь в районе Анапы, откуда он, как ожидалось, начнет строительство "Турецкого потока" - "Газпром" неожиданно расторг контракт на укладку первой нитки "Турецкого потока". Впрочем, начинать стройку было невозможно, ведь переговоры о заключении межправительственного соглашения с Турцией затянулись, а сразу после завершения прокладки первой нитки черноморской магистрали флотилии Saipem предстояло идти к другому заказчику. В этих условиях "Газпром" возложил всю ответственность на итальянского подрядчика. 100-процентная дочерняя компания "Газпрома" South Stream Transport B.V. в среду проинформировала Saipem S.p.A. о расторжении контракта на строительство первой нитки морского участка газопровода, заключенного в рамках реализации проекта "Южный поток" в 2014 году. "Данное решение продиктовано невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта "Турецкий поток", - говорится в сообщении South Stream. Известно, что в дополнение контракту на строительные работы "Газпрому" предстоит выплатить Saipem порядка $300 млн за полугодовой простой судов с момента приостановки "Южного потока" и начала реализации "Турецкого". Участники рынка не исключали, что "Газпром" будет стремиться добиться снижения платы за простой судов. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ Релиз проектной компании заканчивается словами: "Другие работы по проекту продолжаются, и в ближайшее время South Stream Transport B.V. приступит к переговорам с потенциальными подрядчиками на укладку первой нитки "Турецкого потока". Подрядчиков на рынке услуг по прокладке морских трубопроводов в мире можно сосчитать по пальцам. Наиболее известным в России является дочерняя компания Eni Saipem - она строила "Северный поток", "Турецкий поток", "Голубой поток". На "Газпром" работала также швейцарская Allseas. В России есть единственная компания, обладающая определенной экспертизой в строительстве морских трубопроводов - ОАО "Межрегионтрубопроводстрой" (МРТС). В апреле "Газпром" опубликовал малозаметный существенный факт о предоставлении Газпромбанку поручительства за МРТС по кредитной линии на $1 млрд. И если новое судно-трубоукладчик сейчас стоит $1 млрд, то на величину представленного кредита МРТС мог бы купить две бывших в употреблении платформы, сообщил Агентству газовой информации (АГИ) источники, знакомые с ситуацией. Это бы позволило "Газпрому" самостоятельно строить как "Турецкий поток", так и "Северный поток - II", не опасаясь, что контракт с иностранным подрядчиком будет блокирован очередной волной санкций. |