В зоне АТО на стороне украинской армии воюет около 30 добровольческих формирований, в том числе три исламских батальона, которые "перебрасывают на самые горячие участки", пишет The New York Times. Корреспондент Эндрю Крамер поговорил с командиром одного из таких формирований, названного в честь Шейха Мансура.
Встречу назначили в "стейк-хаусе, где любят бывать люди из "Правого сектора" (именно этой организации, по данным американской газеты, подчиняется батальон имени Шейха Мансура). Собеседник Крамера отказался назвать свое имя, сказав лишь, что ему "примерно 45 лет", он участвовал в обеих чеченских войнах и до недавнего времени жил во Франции. "Когда он говорит о боевых действиях, его взгляд становится загадочным и мрачным", - пишет автор.
"Нам нравится воевать с русскими. Мы всегда воюем с русскими, - цитирует журналист слова полевого командира. - Вот уже 24 года, как я встал на этот путь. Для нас война никогда не кончалась. Мы никогда не избегали войны с Россией и никогда не станем этого делать".
Некоторые украинские формирования открыто используют нацистскую символику - кроме "Правого сектора", это, например, батальон "Азов", отмечает Крамер. Не затрагивая этот вопрос напрямую, чеченец "сказал, что хорошо ладит с националистами, потому что они, как и он сам, любят свою родину и ненавидят русских", говорится в статье. Командир также поведал, что он и его бойцы не носят тяжелую броню: "Такой у нас взгляд на эти вещи. Мы верим в Бога, так что бронежилеты нам не нужны".
Об убитом в феврале этого года полевом командире Исе Мусаеве собеседник Крамера сказал, что высокопоставленные люди в украинском правительстве одобряли его действия, но "никаких документов не было, ничего не записывали".
Он также сообщил, что в этом году французские власти задержали двух бойцов его батальона, обвинив их в причастности к "Исламскому государству" (на самом деле в эту террористическую группировку его соратники не входили, утверждает он). "Вся Европа дрожит от страха перед русскими, - сказал командир. - Европе выгодно, чтобы мы на добровольных началах здесь воевали. Но не все это понимают".
"Батальоны имени Шейха Мансура и Джохара Дудаева в основном состоят из чеченцев, но есть в них и мусульмане из других частей постсоветского пространства, например узбеки и балкарцы. В третье подразделение под названием "Крым" входят в основном крымские татары", - говорится в статье. По данным издания, чеченцы приезжают на Украину "из Европы и Средней Азии".
"По всеобщему признанию, чеченцы - ценные бойцы, - продолжает корреспондент. - Украинские командиры превозносят их как отличных разведчиков и снайперов... Кроме того, чеченцы славятся искусной организацией засад и налетов. Во время чеченских войн повстанцы последовательно убивали взятых в плен офицеров и солдат-контрактников, а тех, кто попал в армию по призыву, оставляли в живых".
"Даже для украинцев, закаленных длящейся уже больше года войной с сепаратистами, которых поддерживает Россия, появление в прифронтовых городах исламских боевиков, в основном чеченцев, становится сюрпризом - причем для многих украинцев приятным сюрпризом, - пишет Крамер. - Западные страны отказались снабдить [украинские] правительственные войска хоть каким-то подобием военной помощи, которую получают от России повстанцы. Страдающая от коррупции и недофинансирования армия в значительной степени неэффективна. Так что украинцы рады поддержке даже от исламских боевиков из Чечни".
Ни батальон имени Шейха Мансура, ни украинская националистическая организация "Правый сектор" "не входят в число официальных военных или полицейских формирований, и власти Украины отказываются сообщить, сколько чеченцев воюет на востоке Украины", говорится в статье. "Никому из них не платят. Кроме врага, у этих группировок с украинцами (и, если уж на то пошло, с союзниками Украины на Западе, включая Соединенные Штаты), нет практически ничего общего".
"Со времен войны, которая шла в 1980-х в Афганистане, Москва обвиняет Соединенные Штаты в поощрении боевиков-исламистов и той войны, которую они ведут на ее уязвимой южной окраине, то есть в ведении политики, которая позволяет изящно решить две задачи - обуздать Россию и отвлечь боевиков от Соединенных Штатов". По данным Крамера, американским инструкторам, которые руководят подготовкой бойцов украинской Национальной гвардии, "недвусмысленно запретили инструктировать участников группировки "Азов". Отсутствуют, по его словам, и "какие-либо указания на причастность Соединенных Штатов" к мусульманским батальонам.