Версия для печати |
"Мистрали": для Парижа настал час расплаты |
19.05.15 13:49 |
Европа: тенденции |
|
Изабель Мандро (Isabelle Mandraud), Натали Гибер (Nathalie Guibert) Найти наиболее достойное и наименее дорогостоящее решение — вот дорожная карта посланника французского президента, который прибыл в Москву в пятницу 15 мая для решения непростого вопроса о вертолетоносцах типа "Мистраль". Ни один из кораблей, проданных России в 2011 году за 1,2 миллиарда евро, в Россию не попадет. Франции, которая просит о расторжении контракта, предстоит как минимум возместить убытки.
Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье (Louis Gautier, также является членом Наблюдательного совета газеты Monde) передал Кремлю французские предложения по возвращению средств. Однако этот визит явно не станет последним. Несмотря на то, что атмосфера дискуссий на высшем уровне несколько потеплела, Москва дала понять, что французские предложения в их нынешней формулировке ее не устраивают.
В пятницу российская газета "Коммерсант" упомянула о сумме в 784,6 миллиона евро, которую готова возместить французская сторона — при том, что общая сумма, которую требует Россия, составляет 1,163 миллиарда евро. Является ли сумма, предложенная Францией, возвратом российского аванса или возмещением убытков, остается неясным. Кремль согласился на возврат денег, и президенты Франсуа Олланд и Владимир Путин договорились о деталях выплаты. Однако Франция намерена перепродать "Мистрали" другим странам, с чем "на настоящий момент" категорически не согласна Россия. Все дело в статье договора о "невозможности реэкспорта" — обычном условии всех контрактов на поставку вооружений. "Без нашего разрешения они не могут ничего продать", — заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, представляющий российскую сторону на переговорах. "Вертолетоносцы строились для российского Военно-морского флота под наши вертолеты, под нашу инфраструктуру, — подчеркнул генерал Юрий Якубов, высокопоставленное лицо Минобороны России, которого процитировало агентство Интерфакс. — Это касается безопасности страны!" Переговоры по этому вопросу продолжатся и дальше.
Серьезные неустойки и штрафы
Французская кораблестроительная компания DCNS должна была передать "Рособоронэкспорту" первый корабль "Владивосток" 14 ноября 2014 года. Второй вертолетоносец, "Севастополь", прошел испытания в море в середине апреля 2015 года и должен был быть передан России в конце 2015 года. Полгода назад Франсуа Олланд принял решение отложить первую поставку "до нового распоряжения" в связи с вмешательством России в войну на Украине, в ходе которой уже погибли четыре тысячи человек. В силу статьи о форс-мажоре контракт предусматривает срок в 180 дней (до 16 мая), по истечении которых могут начисляться штрафы за неустойку. Однако по взаимному соглашению сторон, эта дата не была объявлена крайним сроком исполнения обязательств по договору, и переговоры по-прежнему продолжаются.
По мере того, как проходят месяцы, французским компаниям и государству, которое выступило гарантом по договору, все больше грозит риск многомиллиардных судебных разбирательств. Судостроительная компания DCNS и судоверфь STX в Сен-Назере должны будут выплатить серьезные неустойки.
В Париже, однако, на высшем уровне коммерческой и юридической стороной дела занялись далеко не сразу. Четкий список возможных вариантов был представлен президенту лишь в конце января 2015 года. Дипломатический советник Владимира Путина Юрий Ушаков был вынужден потребовать, чтобы французская сторона выдвинула представителя для переговоров с Москвой. Представлять интересы Франции было поручено генеральному секретарю по обороне и национальной безопасности Луи Готье, который 30 марта направился в Москву в сопровождении директора DCNS Эрве Гийу (Hervé Guillou). Французский посланник вернулся назад с требованием России о выплате более одного миллиарда евро — при том, что заказчик уже заплатил 890 миллионов евро.
В последние месяцы Москва не раз меняла свою позицию по поводу поставок вертолетоносцев. "Эта тема в настоящий момент не относится к категории проблемных", — заявил в пятницу пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, напомнив, что этот вопрос обсуждался президентами России и Франции 24 апреля в Ереване, на полях церемонии, посвященной столетию армянского геноцида. На сегодняшний день переговоры "активно продвигаются", заверяют французские источники.
Выступая на российском телевидении 16 апреля, Владимир Путин подчеркнул, что "отказ от поставок кораблей по действующему контракту, конечно, — это плохой знак", но добавил, что, с точки зрения поддержания обороноспособности России, это не имеет никакого значения. Президент заявил, что в 2011 году "мы заключили эти контракты, чтобы поддержать наших партнеров (...) и их верфи", поскольку данный договор обеспечил тысячу рабочих мест на четыре года. "Французы — люди порядочные, и деньги нам вернут. Мы не намерены даже требовать каких-то неустоек, каких-то штрафов запредельных, — добавил российский президент.- Но главное, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены". Принимая 22 апреля украинского президента Петра Порошенко, президент Франции подтвердил: "Или вы осуществляете поставки, и вам платят, или вы их не осуществляете и возмещаете убытки", а также добавил: "С президентом Путиным у нас однозначное понимание ситуации".
Таким образом, вопрос о "Мистралях" "перешел в юридическую и коммерческую плоскость", заявил из Белграда министр иностранных дел России Сергей Лавров, сообщает агентство РИА-Новости. "Я больше этим вопросом, откровенно говоря, не интересуюсь", — добавил он. — Внешнеполитические аспекты, в том числе степень надежности партнеров, — все это давно уже прояснено". Так, на недавнем заседании Совета безопасности, которое состоялось 12 мая в Сочи между Владимиром Путиным и главами российского военно-промышленного комплекса, вопрос о "Мистралях" в повестке дня не фигурировал.
Что делать с кораблями? Франсуа Олланду были представлены все возможные варианты. О том, чтобы передать "Мистрали" армии, речи не идет. "Если вопрос в том, ждет ли флот эти корабли, ответ — нет", — заявил начальник штаба военно-морского флота Франции Бернар Рожель (Bernard Rogel), пояснив, что вертолетоносцы будут переданы за счет поставок другой крупной техники, например, нового фрегата.
Реэкспорт позволил бы сократить политическую цену расторжения контракта, ведь вертолетоносцы считаются "флагманом" французской промышленности. Переоборудование кораблей займет несколько месяцев: потребуется демонтаж уже установленных российских систем связи и навигации и замена электропроводки. По данным "Коммерсанта", Франция готова взять на себя половину расходов по демонтажу. Но подобное решение является дорогостоящим. Оно потребует дополнительных расходов на техническое обслуживание пришвартованных кораблей: порядка пяти миллионов евро в месяц.
"Лучше всего было бы их затопить", — подобное мнение все чаще звучит в оборонных кругах. Специалисты оборонной отрасли прямо предлагают уничтожить корабли. Это решение, крайне болезненное для работников верфей, является наименее дорогостоящим: оно обойдется примерно в 20 миллионов евро. Оригинал публикации: Mistral. l’heure du remboursement pour Paris |
|
19.05.15 18:22 |
|
Минобороны Франции: соглашения с Россией по "Мистралям" пока нет Париж и Москва пока не пришли к соглашению по "Мистралям", заявил глава Минобороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. "На данном этапе нет договоренности с российской стороной", — заявил министр, выступая перед депутатами Национального собрания (нижней палаты парламента). По его словам, соглашение может быть принято только по решению президента Франсуа Олланда. "Нашим приоритетом является стабилизация ситуации на Украине", — добавил Ле Дриан. Huffington Post о "битве цифр" вокруг "Мистралей": проиграла Франция Расторжение контракта на поставку России "Мистралей" обойдется Франции в сумму от 2 до 5 млрд евро, что в четыре раза превышает сумму самого контракта, пишет Оливье дОзон в Huffington Post. В Минобороны Франции предложили разрушить "Мистрали": демонтаж каждого вертолетоносца будет стоить 15-20 млн евро. Но если добавить проценты, расходы на содержание и техобслуживание, а также неустойку, получится сумма порядка 300 млн евро. И это не считая возмещения убытков за невыполнение контракта в размере около 1,2 млрд евро. "Если придерживаться условий договора, французская сторона находится не в самом выгодном положении", — писала французская Le Point. Франция изо всех сил стремится избежать возвращения 890 млн евро, уже выплаченных российской стороной. Москва в данный момент готова получить либо корабли, либо внесенный аванс. "Чем бы ни завершилась эта битва цифр, платить в конечном счете все равно придется французскому налогоплательщику", — отмечается в статье. Крупный французский бизнесмен, директор компании CIFAL Жиль Реми убежден, что сложилась система "с двумя проигравшими и единственным победителем — Соединенными Штатами". "При отсутствии собственной экономической заинтересованности Америка всех подталкивает к введению санкций, что не мешает ей покупать российские военные вертолеты, когда ей это нужно", — сказал Реми. Французский политик Тьерри Солер считает, что Франция совершает экономическую и стратегическую ошибку в тот момент, когда растет угроза терроризма и экстремизма. А в этом направлении "нужно быть готовыми к сотрудничеству с Востоком, и в частности с Россией и Китаем", отметил экс-премьер Великобритании Тони Блэр. |
21.05.15 16:08 |
|
СМИ заявили о плохой ознакомленности французского переговорщика по "Мистралям" с контрактом Назначенный Парижем переговорщик по вопросу о заказанных Россией вертолетоносцах "Мистраль" Луи Готье плохо разбирался в теме, так как не имел возможности работать с людьми, участвовавшими в заключении контракта, заявило французское издание Paris Match. "Во время его первой встречи с представителями российской стороны 30 марта последние быстро заметили, что их французский собеседник плохо знает детали контракта. И это - не его (Готье - ИФ) вина: Елисейский дворец, судя по всему, исключил из дискуссий всех, кто участвовал в первых переговорах в 2011 году", - говорится в публикации. В частности, Готье был лишен возможности работать совместно с Пьером Легро, который отвечает в компании DCNS за строительство надводных кораблей. Из процесса переговоров также был исключен Ив Дестефанис, в прошлом возглавлявший в компании проект поставки РФ вертолетоносцев. Paris Match отмечает, что, таким образом, в марте на переговорах с Россией Готье помогали "советники, которые плохо разбирались в тонкостях контракта". Издание, описывая переговорный процесс, подчеркивает, что при заключении контракта французская сторона выражала готовность быстро вернуть заказчикам деньги в случае, если поставить "Мистрали" не удастся". Paris Match приводит письмо от 2011 года, в котором Франуа Фийон, занимавший тогда пост премьер-министра Франции, сообщает о подобной готовности Парижа. Согласно публикации, в настоящее время в Париже думают о том, как можно было бы максимально безболезненно для французского бюджета вернуть России деньги. "В Париже работает межминистерский комитет, обдумывающий, каким образом эти выплаты можно было бы включить в бюджет. В министерстве экономики и финансов проинформировали президента страны, что Франции выгоднее, если бы выплаты можно было бы, по крайней мере, распределить на несколько лет", - пишет Paris Match. |
|