Сделка по ядерной программе, которую так хотят заключить с Ираном США и другие мировые державы, введет ограничения на срок в 10 лет на ядерную программу этой ближневосточной страны. Для некоторых региональных конкурентов Ирана эта сделка также станет "дедлайном" в разработке собственного ядерного оружия.
В Саудовской Аравии слышны призывы также начать разработку ядерной программы, подобно Ирану. Еще две крупные ближневосточные страны – Турция и Египет – могут также посчитать необходимым последовать примеру Ирана, предупреждают западные и арабские политики.
Такая гонка вооружений будет способствовать дальнейшей дестабилизации ситуации и в без того неспокойном регионе, где угроза ядерной войны будет усугубляться угрозой того, что радиоактивные материалы могут попасть в руки террористических группировок.
Несмотря на то что Саудовская Аравия давно продвигала идею о Ближнем Востоке без ядерного оружия, ее лидеры сомневаются в том, что заключение соглашения, ограничивающего ядерную программу Тегерана, помешает Ирану стать ядерной державой, после того как ограничения на количество центрифуг и запасов урана истекут через 10 лет.
Они также сомневаются, что режим в Тегеране станет более умеренным и ответственным, к тому времени как истечет срок ограничений – при том, что многие западные страны рассчитывают именно на это.
"Мы предпочитаем, чтобы наш регион был свободным от ядерного оружия. Но если Иран делает это, то ничто не может помешать нам делать то же самое, даже международное сообщество", – заявил Абдулла Аль-Аскар, член и бывший председатель комитета по иностранным делам Совета Шуры (парламент) Саудовской Аравии.
"Наши лидеры никогда не позволят Ирану иметь ядерное оружие, пока у нас его нет, – добавляет Ибрагим Аль-Марие, отставной саудовский полковник и аналитик в сфере безопасности в Эр-Рияде. - Если Иран заявляет о наличии ядерного оружия, то мы не можем себе позволить ждать 30 лет для разработки собственного ядерного оружия. Мы должны объявить о наличии у нас такого оружия в течение недели".
Частично причина такой спешки заключается в том, что Саудовская Аравия и ее суннитские союзники воюют с шиитами в рамках конфликтов по всему региону – от Сирии до Йемена.
Помимо опасений по поводу ядерного доминирования Ирана на Ближнем Востоке они также обеспокоены тем, что соглашение с Ираном может серьезно поколебать баланс сил в регионе в пользу Тегерана уже в ближайшем будущем, особенно после того, как отмена санкций повлечет за собой восстановление иранской экономики и страна получит доступ к замороженным зарубежным активам на сумму более $100 млрд. Кроме того, растет недоверие к США, традиционному гаранту безопасности в регионе Персидского залива.
"Наши союзники не слышат нас. И именно это вызывает у нас особое беспокойство", – заявил принц Фейсал бин Сауд бин Абдульмохсен.
"Если основываться в своих суждениях на истории и на нашем опыте работы с Ираном, то я бы сказал, что они сделают все, что в их силах, чтобы получить ядерное оружие. Отсрочка в 10 лет ничего не изменит", – считает принц Фейсал.
"Если Иран получит возможность производить уран оружейной чистоты и разрабатывать такое оружие, то разработка аналогичных возможностей у Саудовской Аравии в ответ будет рассматриваться как часть нашей национальной безопасности", - добавляет он.
При этом Иран заявляет, что он не стремится разрабатывать ядерное оружие, а его ядерная программа носит исключительно мирный характер.
Администрация Обамы давно утверждала, что ядерная сделка с Ираном приведет к тому, что у таких стран, как Саудовская Аравия, отпадет необходимость развивать свою собственную ядерную программу. Кроме того, власти в США заявляют, что альтернативой подобного соглашения будет либо война с непредсказуемыми последствиями для региона, либо более быстрая разработка иранской ядерной бомбы, которая будет сопровождаться крахом режима международных санкций.
Что касается других стран, которые в настоящий момент ведут переговоры с Ираном, то Россия всегда более доброжелательно относилась к Тегерану. А вот Франция скорее солидарна с Саудовской Аравией в вопросе обеспокоенности по поводу ядерного оружия в Иране.
Принц Турки аль-Фейсал, бывший посол в Вашингтоне, подвел итог текущим спорам по поводу ядерной программы, заявив еще в марте, что что бы ни получил Иран в результате переговоров в Женеве, Саудовская Аравия "потребует того же самого".
Саудовский король и другие монархи ближневосточных стран будут обсуждать эти и другие вопросы, вызывающие обеспокоенность в регионе, а также будут просить более серьезных гарантий безопасности в отношении Ирана со стороны США на встрече с президентом Бараком Обамой в Кэмп-Дэвиде на следующей неделе.
Госсекретарь Джон Керри посетил Эр-Рияд на этой неделе, в рамках визита он провел переговоры с саудовскими властями, а также представителями других стран Персидского залива.
Возможность того, что ядерное соглашение с Ираном может спровоцировать ядерную гонку в регионе, давно была поводом для серьезной обеспокоенности в США, заявил Николас Бернс, который возглавлял американскую делегацию в переговорах с Ираном, а также был дипломатом в Госдепартаменте, до того как ушел в отставку в 2008 г.
"Это зависит от качества соглашения, которое будет заключено с Ираном: будут ли арабские страны и Турция полностью уверены в том, что такое соглашение действительно помешает Ирану стать ядерной державой?" – заявил Бернс.
В течение долгого времени саудовские власти полагали, что у них есть ядерный "зонт", который предоставляет Пакистан – союзное суннитское государство, которое начало разработку своей ядерной программы несколько десятилетий назад при щедрой поддержке Саудовской Аравии.
Тем не менее не так давно Пакистан нанес неожиданный удар Саудовской Аравии, заявив о своем нейтралитете в вопросе военных действий, которые развернула Саудовская Аравия в Йемене.
Саудовская Аравия уже запустила гражданскую ядерную программу, подписав в этом году соглашения по обмену технологиями и знаниями с Южной Кореей и Францией.
В отличие от Объединенных Арабских Эмиратов, которые приняли так называемые условия золотого стандарта, в рамках которого страна гарантирует не обогащать уран на своей территории, Саудовская Аравия противостояла давлению со стороны США, которые настаивали на том, чтобы страна поступила так же, и оставила для себя открытой возможность обогащать уран на своей территории.
Кроме Пакистана, считается, что еще одной страной с существующим ядерным арсеналом является Израиль, который не подтверждает и не отрицает своего ядерного статуса.
Текущие планы королевства включают строительство атомных мощностей на 17,6 гигаватт к 2032 г. в рамках KACARE, программы развития атомной и возобновляемой энергетики, которая была запущена в 2010 г. Однако до сих пор не было построено ни одного реактора.
По оценкам Олли Хайнонена, бывшего главы департамента по безопасности в Международном агентстве по атомной энергии, для разработки достаточного количества промышленных и технических мощностей в рамках программы ядерного оружия потребуется 10 лет.
В ближайшем будущем в Саудовской Аравии не будет необходимости нарушать свои обязательства по нераспространению ядерного оружия, даже если страна примет решение вступить на эту дорогу, заявляет Хайнонен.
"В течение первых 4-5 лет им даже нет необходимости говорить о чувствительной ядерной технологии – им достаточно просто иметь это в виду. В течение следующих нескольких лет они просто будут строить инфраструктуру. Они будут выглядеть вполне безобидными для Международного агентства по атомной энергии, не будет никаких проблем. Я не думаю, что они будут держать это в секрете, так как нет никакого смысла скрывать что-то на этом этапе", – заявил он.
Кроме того, добавляет Хайнонен, очень кстати оказывается то, что сосед и ближайший союзник Саудовской Аравии – Иордания – находится на территории, богатой запасами урана: "У Иордании большие запасы урана, но у нее нет денег для его добычи. Поэтому, по моему мнению, Саудовская Аравия может работать с ними в этой области". |