Справка ЦАМТО: "Закон о фискальной политике" является элементом бюджетной процедуры в Швеции. Он содержит прогноз развития экономики на ближайшие годы, предложения по основным направлениям экономической политики, а также изменения в ассигнования на текущий год и перспективу.
Как сообщает "Джейнс дифенз уикли", "весеннее" предложение правительства предусматривает расходы на оборону на текущий год в размере 46,87 млрд крон, что существенно ниже ранее одобренной на 2015 год суммы в 48,447 млрд крон.
Таким образом, оборонные расходы сокращаются, несмотря на сделанные ранее громкие заявления о намерении их увеличить в связи с кризисом в Украине, "активизацией" российской военной деятельности в Прибалтике и предполагаемом нарушении российской подлодкой территориальных вод Швеции в конце 2014 года.
Согласно документу, разница между одобренными и фактическими оборонными расходами частично объясняется "снижением расходов на большинство грантов", а также решением правительства ограничить ассигнования на участие вооруженных сил в международных операциях (это около 900 млн швед. крон).
Весеннее бюджетное предложение также предполагает снижение расходов на оборону в 2016 году до 47,4 млрд крон. Расходы на 2017 год не изменятся по сравнению с первоначально запланированными и составят 48,53 млрд крон. В 2018 году оборонный бюджет планируется увеличить до 49,381 млрд крон, а в 2019 году – до 50,402 млрд крон.
Среди других направлений экономии: сокращение финансирования Шведского агентства по экспорту продукции оборонного назначения (FXM), которое предполагалось вообще упразднить в октябре 2014 года, но в результате прений с парламентом данный вопрос отложен на неопределенное время. Согласно тем же предложениям, правительство планирует сократить бюджет FXM на 20 млн крон в 2017 году и 30 млн крон в год в 2018 году. К 2016 году правительство также планирует сэкономить 9 млн крон за счет снижения финансирования по статье "международное сотрудничество в сфере промышленности и оборудования".
По оценке аналитиков, шведский оборонный бюджет, включая финансирование по статье "обеспечение готовности к авариям и чрезвычайным ситуациям" (Contingency or Emergency Preparedness Funding), в течение последнего десятилетия колебался между 6,1 и 7,0 млрд дол. Резкий рост в 2007, 2010, 2012 и 2014 гг. сменялся снижением в 2008, 2009 и 2011 гг. При этом доля оборонных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту устойчиво снижалась с 1,5% в 2005 году до 1,2% в настоящее время.
Бюджет на 2015 год с внесенными изменениями в размере 46,87 млрд крон (6,8 млрд дол) в реальном исчислении можно приравнять к снижению на 3,4% расходов в 2014 году до 47,978 млрд крон (7,0 млрд дол). Планы на 2016-2019 гг. фактически сохраняют расходы на одном уровне в реальном исчислении с умеренным номинальным увеличением, компенсирующим среднегодовую инфляцию в размере 1,8%.
При этом к 2019 году оборонный бюджет Швеции будет составлять только 1,09% ВВП.