Первая часть статьи Поле сражений будущего Джек А. Смит , бывший редактор американского Guardian Newsweekly и редактор Hudson Valley (New York) Activist Newsletter.
Космическое пространство начинается там, где заканчивается атмосфера Земли, примерно в 100 километрах выше поверхности планеты. Соединенные Штаты хотят милитаризации космоса, чтобы сохранить свое мировое господство. Пентагон уже имеет возможность следить из космоса за всем миром. Теперь он стремится разрабатывать и развертывать в космосе военные системы, что позволит США в течение менее чем один час наносить удары большой силы в любой точке Земли. Политика Интегрированных наступательных систем (Global Strike Integration) министерства обороны направлена на "завоевание и сохранение как глобального, так и тактического космического превосходства и предоставления полного спектра требуемой комплексной поддержки тактического командования из космоса, сохраняя при этом надежные оборонительные глобальные противокосмические позиции ". Это означает, что занимающие космос разведывательные и наблюдательные спутники и противоспутники, баллистические ракеты, ракетные или кинетические перехватчики и другие передовые технологии вооружений содействуют сухопутным, морским и воздушным вооруженным силам США поддерживать военное господство во всем мире. Это означает также удерживание, в случае необходимости даже силой, любой другой страны от попыток использовать космическое пространство для аналогичных целей, включая Помимо спутников, которые стали ключевыми в военных планах Пентагона, много других технологий находятся в стадии научных исследований и разработки или уже ожидают разрешения на развертывание от Белого дома что затруднено политическими сложностями. Администрация Джорджа Буша-младшего, особенно министерство обороны и, в частности, ВВС США (USAF), стремится к тому, чтобы развернуть полномасштабную милитаризацию космического пространства, независимо от огромных расходов и от того, что это вызовет осуждение всего мира, приведет к опасной гонке вооружений в космическом пространстве, а также, несомненно, расширит перспективы крупных войн в этом столетии. Правые и нео-консерваторы не беспокоятся об этих возможных последствиях, но они уверены, что США будет преобладать, поскольку сейчас являются супердержавой. По сути, "Это стоит того ". Но до сих пор это умонастроение не разделяется большинством американцев, особенно при отсутствии какой-либо другой страны, которая могла бы угрожать мировому превосходству Соединенных Штатов. Кроме того, практически любая другая страна в мире, в том числе близкие союзники Вашингтона - Канада и Европейский Союз - выступает против милитаризации космоса, как это видно из неоднократных выступлений в Организации Объединенных Наций. Все это значит, что США, безусловно, продвигаются в деле милитаризации космического пространства: более медленными темпами при администрации Билла Клинтона, быстрее - при администрации Буша, но все еще не с той скоростью, которую предпочли бы военные ястребы или бушиты (Bushites). Согласно данным проекта «Безопасность в космосе» (Space Security Project), годовой космический бюджет США составляет в США около 36 млрд. долларов США. Это составляет 73% от всей суммы, которую мировое сообщество государств расходуют на космическую деятельность, в том числе Китай, Россия, Европейский союз, Япония и Индия. В не очень отдаленном будущем на определенном этапе, возможно, вашингтонская администрация или кто-то еще смогут убедить американский народ, и в частности управляющую страной элитой, что Россия, Китай или оба вместе становятся такой серьезной угрозой гегемонии США, что ее выживание зависит от расширения Американской крепости (Fortress Americana) до небес. С того момента, когда началась Вторая холодная война против обоих этих стран, предлог уже находится в процессе создания. План использовать космическое пространство в качестве части американских военных приготовлений был предложен правыми в яростные антисоветский период 80-х годов, в результате чего возникла противоракетная программа «Звездные войны» президента Рональда Рейгана и было создано в 1982 году Космическое командования военно-воздушных сил (Air Force Space Command), миссия которого состоит в том, чтобы "защищать Северную Америку с помощью своих космических и межконтинентальных баллистических ракет - жизненно необходимых элементов для проектирования глобального охвата и глобальной власти". В 90-е годы нео-консерваторы развивали идеи распространения власти США на весь мир, включая милитаризацию космоса. Эти идеи были суммированы во влиятельном документе, опубликованном в 2000 году проектом PNAC под названием «Перестраивание защиты Америки». Год спустя после нападения на Пентагон и в Нью-Йорке на ВТЦ 11 сентября 2001 года президент Буш включил большую часть этих идей в новую Стратегию национальной безопасности США (National Security Strategy). Одновременно Буш вывел США из Договора по противоракетной обороне (ПРО), который запрещал разработку систем противоракетной обороны и космических систем. Единственная сложность для Пентагона состоит в том, что США как государство, подписавшее Договор по космосу 1967 года (1967 Outer Space Treaty), не может "выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения (химического и биологического), не устанавливать такое оружие на небесных телах, и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом ". Таким образом, на данном этапе военные космические программы США базируются на конвенциональных вооружениях, а не на оружии массового уничтожения (ОМУ), но с некоторыми коррективами ситуация вполне может измениться. Так, например, более чем 70% пентагоновских "устрашающих" ("shock and awe") бомбардировок Багдада в первые дни вторжения в Ирак были скоординированы и направлены на цели с помощью военных спутников в космосе. Эти бомбы являлись обычными взрывчатыми веществами, но спутники точно так же могли бы наводить и ядерное оружие (если оно не запущено из космоса). Согласно Хансу М. Кристенсену (Hans M Kristensen) из «Федерации американских ученых» (Federation of American Scientists), " Хотя доктрина Глобального Удара (Global Strike) в первую очередь является неядерной миссией, собранная [о программе] информация свидетельствует о том, что ядерное оружие является удивительно заметным и в планировании и в командной структуре Глобального Удара". И Китай и Россия совместно со многими другими государствами пытались добиться от ООН принятия нового договора о запрещении обычных вооружений в космическом пространстве наравне с ОМУ, а также запрещение использовать спутники для ведения военных действий на земле. Но приверженные своим милитаристским императивам США не допустят, чтобы любой такой договор вмешивался бы в их планы. В октябре прошлого года Буш обнародовал 10-страничную несекретную версию новой Национальной космической политики США (US National Space Policy), которая заменяет положения администрации Клинтона, обнародованные в сентябре 1996 года. Как правило, этот документ только затуманивает истинные намерения государства. Новая политика в некоторых положения совпадает с документом эпохи Клинтона, но более односторонняя, высокомерная и явно предпочитающая милитаризацию космоса, хотя и не спешит честно в этом признаваться. Только читая между запутанными линиями, можно было в полной мере понять, что правительство США намерено делать все, что ему заблагорассудится, в космосе, включая недопущение других стран получить аналогичные стратегические преимущества. Вот пример: "Соединенные Штаты привержены исследованию и использованию космоса всеми странами в мирных целях, и для блага всего человечества. В соответствии с этим принципом «мирные цели» позволяют США оборонительные и разведывательные мероприятия для реализации национальных интересов в космосе, включая удержание других стран от получения аналогичных стратегических преимуществ". (Перевод: Раз уж мы уважаем ваши мирные цели, то вы должны уважать наши, и заткнитесь). А вот еще: "Соединенные Штаты будут выступать против разработки новых правовых режимов или других ограничений, направленных на то, чтобы запретить или ограничить США доступ в космос или использование космоса. Предлагаемые соглашения по контролю над вооружениями или ограничения не должны ущемлять права США проводить научные исследования, разработки, испытания и другие операции или деятельность в космосе в национальных интересах США. " (Перевод: Америка намерена милитаризовать космос; и как главный член Совета Безопасности и международный гегемон не может допустить нового договора, чтобы отменить это право.)
Еще: В документе под названием "Руководство по национальной безопасности в космосе" (National Security Space Guidelines) было заявлено, что министерство обороны будет : - "Разрабатывать и развертывать космический потенциал США, которые обеспечивает преимущества и поддержку оборонной и разведывательной трансформации". - предоставление "надежного, возможного и своевременного космического доступа в целях национальной безопасности". - "Обеспечение космонавтики для поддержки непрерывного глобального стратегического и тактического предупреждения, а также многопрофильных и комплексных систем противоракетной обороны". - "Разработка возможностей, планов и вариантов для обеспечения свободы действий в космосе, и, если понадобится, отнять подобную свободу действий для противника". (Перевод : Мы уже готовы, прочь с дороги). Тереза Хитченс (Theresa Hitchens), директор Центра оборонной информации (Center for Defense Information), говорит, что новая политика "не идет так далеко, как хотели бы некоторые космические ястребы, открыто одобряющие стратегию сражение "в, из и через" космическое пространство, но она и не прикрывает – хотя бы немного - эти амбиции. В сочетании с решительным тоном "мы против них", эта стратегия, вероятно, еще больше укрепляет мнение за рубежом о том, что Соединенные Штаты принимают на себя роль «Единственного космического ковбоя» (Lone Space Cowboy)". Потребовалось четыре года и три десятка поправок, пока окончательный вариант Национальной космической политики (National Space Policy) был одобрен - отражение того, насколько сложной должна быть трансформация военных планов по мировому контролю в космическом измерении. Доклад был фактически отложен на 15 месяцев после того, как прессе появилось сообщение, что Буш склоняется к просьбе ВВС США о президентском указе, разрешающем размещение оружия в космосе. Поднятый шум явно убедил бушитов (Bushites) смягчить политику - проблема решилась без упоминания об этом. Москва и Пекин на протяжении многих лет призывали к введению международного запрета на любые виды вооружений в космосе, включая военные разведывательные коммуникационные спутники, а также обычное оружие наравне с ОМУ. В 2002 году Китай и Россия совместно с Вьетнамом, Сирией, Индонезией, Белоруссией и Зимбабве представили в ООН предложение по договору о полной демилитаризации космоса, условно названный «Предотвращение размещения оружия в космическом пространстве [и] угрозы или применения силы объекты в космическом пространстве». США не только отвергли возможность такого договора, они отказались даже обсуждать этот вопрос. Тем временем ряд других резолюций, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе, были внесены и получили впечатляющие большинство. Так, в 2000 году резолюция по предотвращению космической гонки вооружений была принята 163 голосами против нуля при трех воздержавшихся: Микронезии, Израиля и Соединенных Штатов. В 2003 году при голосовании в ООН о предотвращении гонки вооружений в космосе «за» проголосовали 174, «против» – 4, к «большой тройке» присоединились Маршалловы острова. В прошлом году на Генеральной Ассамблее ООН голосование по предотвращению гонки вооружений в космосе прошло с результатом 166 против одного. Израиль воздержался. США проголосовали «Нет». Публично Вашингтон настаивает на том, что Договор по космосу 1967 года и другие правовые нормы делают новый договор избыточным, но это только потому, что этот Договор позволяет США милитаризацию космического пространства через черный ход спутников, связанных с полями сражений, и конвенциональных вооружений, за исключением оружия массового уничтожения. Большая часть остального мира, выступает против милитаризации космоса, Вашингтон и Израиль, очевидно, не смогут всегда полагаться на Маршалловы острова и Микронезию. Администрация Буша неоднократно выражала неуважение к российско-китайским предложениям и к аналогичным усилиям других стран. Бывший заместитель министра обороны Пол Вольфовиц (Paul Wolfowitz), пожалуй, наиболее заметный из неоконсервативных инициаторов войны в Ираке, в октябре 2002 года объявил, что "космос предлагает привлекательные варианты не только для ПРО, но и для широкого круга взаимосвязанных гражданских и военных миссий". Бывший посол США в ООН Джон Болтон (John Bolton), другой военный ястреб, в сентябре 2004 года отметил в Женеве, что "мы не готовы вести переговоры о так называемой гонке вооружений в космосе. Мы просто не видим, как это мероприятие может дать результат". Белый дом не желает открыто признавать свои намерения милитаризации космоса, но ВВС США были достаточно откровенными. В 1996 году тогдашний глава Космического командования США (Space Command) генерал Джозеф У. Аши (Joseph W Ashy), сказал: "Мы собираемся воевать из космоса, и мы собираемся воевать в космосе. Вот почему США имеет программы развития, направленные на энергию и механизмы-убийцы (hit-to-kill mechanisms). Однажды мы сможем поражать из космоса наземные цели: корабли, самолеты, цели на суше". В 2004 году заместитель министра ВВС Питер B. Титс (Peter B Teets), обсуждая намерения Америки в космосе, заявил без околичностей: "Мы прокладываем путь к войнам XXI века". В мае 2005 года газета "Нью-Йорк Таймс" процитировала генерала Ланса Лорда (Lance Lord), другой глава Космического командования США: "Космическое превосходство не является нашим первородством, но это наша судьба. Космическое превосходство – наша повседневная миссия. Космическое превосходство - это наше видение будущего". Он не объяснил, каким образом достигается космическое превосходство, но есть только один путь – превосходящая военная сила. ВВС США признают, что милитаризация космоса является основной целью. Доктрина ВВС, Документ 2-2.1 «Космические операции противодействия» (Counterspace Operations) опубликована в августе 2004 года и доступна в режиме он-лайн, в ней говорится: "Космические операции противодействия ВВС США являются путем и средством, с помощью которого военно-воздушные силы достигает и удерживают превосходство в космосе. Космическое превосходство обеспечивает свободу нападать, равно как и свободу от нападения". Генерал Джон П. Джампер (John P Jumper), начальник штаба ВВС в 2004 году, написал в предисловии к Документу 2-2.1: " Космические операции противодействия являются критическими для успеха в современной войне. Быстрое созревание космонавтики и эволюция внезапных операций привели к значительному улучшению эффективности авиационной и космической мощи. Боевые командиры используют космический потенциал в таких областях как связь; расположение, навигация и расчет времени; ракетное предупреждение; зондирование окружающей среды; разведка, чтобы поддерживать боевое преимущество перед нашими противниками. Космическое превосходство обеспечивает свободу действовать в пространстве, не позволяя то же противнику. Развитие наступательных космических операций противодействиям предоставляет боевым командирам новые инструменты для проведения космических операций". Так чего уже достиг Пентагон? Вот некоторые намеки из статьи итальянского профессора Джузеппе Анзера (Giuseppe Anzera) «Звездные войны: Империя наносит ответный удар» (Star Wars: Empires strike back), которая была опубликована 18 августа 2005 в Power and Interest News Report: На технологическом уровне планирование Пентагона находится в продвинутой стадии: ряд проектов, направленных на космических вооружения, находятся там уже в течение некоторого времени. Из (частично известных) новых планов Пентагона есть два наиболее интересных проекта «Глобальный Удар» (Global Strike) и «Стрелы Бога» (Rods from God). «Глобальный Удар» предполагает использование военных космических самолетов, способных перевозить около 500 кг (1100 фунтов) высокоточных вооружений (с вероятностью ошибки меньше 3 метров) с основной задачей поражать вражеские военные базы и командные и контрольные пункты в любой точке мира. Основным преимуществом военных космических самолетов является способность добираться до любой точки земного шара в течение 45 минут. Это короткий промежуток времени, который мог бы придать ВС США огромные возможности быстрого реагирования, в отличие от противника, который, следовательно, не сможет организовать эффективную защиту. Такой основной целью оружия стали бы стратегические силы противника, и, согласно источникам в ВВС США, широко цитируемых в новостях, Пентагон склоняется к тому, чтобы уделить приоритетное внимание реализации этого проекта. Одна из главных причин, по словам этих источников, заключается в том, что сам Пентагон, потратив более 100 млрд. долларов США, наконец, признал свою неспособность создать безошибочную наземную ПРО для защиты американской территории от баллистических ударов. Так называемые «Стрелы Бога», согласно Анзера, "состоят из орбитальных платформ, скрепленных металлическими прутьями вольфрама около 6,1 метра (20 футов) и 30 см (1 фут) в диаметре, которые могут быть наводиться со спутников на цели в любой точке на Земле в течение нескольких минут, поскольку стержни перемещается со скоростью более чем 11000 км/ч (6835 миль в час). Это оружие использует кинетическую энергию, чтобы вызвать взрыв тех же масштабов, что и проникающее под землю ядерное оружие, но без выпадения радиоактивных осадков. Система должна функционировать как связка из двух спутников, один из которых будет работать как информационная платформа, а другой будет содержать арсенал вольфрамовых «стрел»". В течение несколько лет Агентство по ракетной обороне Пентагона разрабатывает базирующиеся в космосе перехватчики ракет (SBIs) на сумму до 600 млн. долларов США в комплекте с испытательной площадкой для экспериментов. Казалось бы, уж это и есть оружие в космосе, однако пресс-секретарю администрации Буша, Тони Сноу (Tony Snow) не удалось улыбнуться, когда он отвечал на вопросы на пресс-конференции 18 октября, заявив, что "защита от космоса отличается от оружия в космосе". Другие космические проекты, находящиеся на чертежных столах Пентагона или в стадии разработки или в процессе развития, включают в себя сверхзвуковые крылатые ракеты X-51, которые могут перемещаться со скоростью 5800 км/ч; космические зеркала, перенаправляющие лазерный луч с Земли на любую цель или спутник на орбите, спутники, которые посылают радиоволны с высокой частотой и энергией; высокоэнергетические лазеры различных типов; автоматических космических аппаратов, способных определить, является ли тот или иной спутник «опасным» для США, в этом случае он сможет прервать работу этой помехи; ракеты с тупым наконечником, которые выполняют функции кинетического перехватчика; вооруженный планер под названием Common Aero Vehicle, который может быть запущен в космос и поездки с гиперзвуковой скоростью, чтобы поразить цель на Земле; экспериментальные космические аппараты; и многое другое. 15 февраля Ассошиэйтед Пресс сообщило, что Россия уже устала не только от американских планов ПРО в космосе, но и от планов разместить противоракетные системы в Польше и Чешской Республике, практически под носом у президента Путина. Информационные агентства процитировали Юрия Балуевского, начальника Генерального штаба ВС РФ, заявившего в Москве, что Россия может выйти из Договора 1987 года о ракетах средней и малой дальности, если США установит системы ПРО в Восточной Европе. РСМД предписывал ликвидировать ракеты средней дальности, которые были размещены в Европе. Опасаясь, что импульс к подготовке космической войны рассеется, когда Буш и неоконы покинут свои посты, воинствующие правые круги ускорили кампанию по милитаризации космического пространства. В прошлом году легионы консервативных ястребов из разных мозговых трестов (think-tanks) объединились в «Независимой рабочей группе по противоракетной обороне, космическим отношениям и ХХI веку» (Independent Working Group on Missile Defense, the Space Relationship and the 21st Century) и опубликовали документ объемом более 200 страниц, в котором содержится призыв к расширению военной космической программы. В «Бюллетене ядерных исследований» (январь / февраль 2007) Тереза Хитченс (Theresa Hitchens) говорит, что документ "написан на языке столь зажигательном, что должен быть запрещен к упаковке в ручную кладь, [и] набрасывается на оппонентов милитаризации космического пространства, называя их кликой "экстремистов в области контроля над вооружениями, пацифистами, практиками реальной политики, [и] антиамериканцами, которые стремятся к «одностороннему разоружению» США ". В заключение мы хотели бы вернуться к теме, которую заявили в начале этой статьи из двух частей, к милитаризму США. Как писал Чалмерс Джонсон (Chalmers Johnson) в своей книге The Sorrows of Empire, "Соединенные Штаты склоняются к империализму и милитаризму уже в течение многих лет. Они предпринимают маскировку этого, американские руководители укутывают свою внешнюю политику в эвфемизмы, например, «единственная сверхдержава», «значимое государство», «полицейский поневоле», «гуманитарная интервенция» и «глобализация»". Однако, с явлением администрации Буша в 2001 году эти претензии уступили место притязаниям на Второе пришествие Римской империи. Не Буш трансформировал Соединенные Штаты в милитаристское общество. Милитаризм возник задолго до его прихода к власти, по крайней мере, с начала Холодной войны в конце 40-х годов, когда американские политические лидеры фактически инициализировали состояние вечных военных приготовлений и военных действий, которые продолжаются по сей день, уже долгое время спустя после того, как США стали практически неприступной крепостью, долгое время спустя после того, как любые возможные враги прекратили свое существование. Не Буш трансформировал Соединенные Штаты в империалистическую страну. Империализм двигал Вашингтоном на несправедливый захват мексиканских земель в 1848 году. Империализм был мотивом войны 1898 года против Испании, чтобы распространить гегемонию США на Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины, и продолжается все это время, крепнет и в постсоветский период однополярного геополитического доминирования, поддерживаемый беспрецедентной военной мощью. Буш, пожалуй, самый опасный президент в истории США, он начал несправедливые войны, угрожал многим странам и нарушал договоры. Но он не смог бы сделать это без политических орудий милитаризма и империализма, орудий, которые передавались от президента к президенту все последние 60 лет. Вопрос данного исследования военных намерений и приготовлений правительства США не в том, что прогрессивно мыслящие люди собираются делать с Ираком сегодня, или с Венесуэлой, Ираном и Китаем завтра. Реальный вопрос заключается в том, что они будут делать с катастрофическим сочетанием милитаризма и империализма, которые делают подготовку и ведение военных действий неизгладимыми характерными признаками американского государства. Речь идет не просто об избавлении от Джорджа Буша-младшего из-за Ирака или об избавлении от Линдона Джонсона из-за Вьетнама. Если мы не сможем избавиться от милитаризма и империализма, мы просто открываем путь для следующей войны, и следующей, и следующей. Оригинал статьи © Перевод: Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.
|