Несмотря на проблемы рубля и слабые цены на нефть в последние месяцы, российское правительство проводит очень активную внешнеполитическую стратегию. Ее элементы с частыми умными дипломатическими инициативами на евразийской периферии сосредоточены на борьбе с продолжающейся политикой Вашингтона окружения НАТО. Воспользовавшись прохладными отношениями между Вашингтоном и давним союзником НАТО Турцией, Москва пригласила президента Турции Абдуллу Гюля на четыре дня с государственным визитом, чтобы обсудить широкий спектр экономических и политических вопросов сотрудничества.
В дополнение к открытию в Турции жизненно важного маршрута для транзита природного газа в Западную Европу Россия также работает над формированием экономического пространства с Белоруссией и другими бывшими советскими республиками, чтобы укрепить свои союзы. Москва нанесла в Центральной Азии серьезный удар по американской военной стратегии окружения, когда ей удалось в начале этого месяца убедить Кыргызстан (посредством крупной финансовой помощи) отменить разрешение для американской военной авиабазы "Манас", основной удар по планам США эскалации в Афганистане .
Короче говоря, Москва демонстрирует, что это все не очень далеко от новой Большой Игры за влияние в Евразии.
Потеплевшие отношения с Турцией
Правительство премьер-министра Реджепа Эрдогана демонстрирует растущее недовольство не только политикой Вашингтона на Ближнем Востоке, но также отказом Европейского Союза серьезно рассмотривать намерение Турции вступить в ЕС. В этой ситуации естественно, что Турция будет стремиться уравновесить подавляющие влияние США в турецкой политике после "холодной войны". К большому разочарованию Вашингтона Россия Путина и Медведева ничего не имеет против открытия такого диалога.
Турецкий президент Абдулла Гюль нанес четырехдневный визит в Российскую Федерацию с 12 по15 февраля, где встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным, а также съездил в Казань, столицу Татарстана, где обсудил совместные инвестиции. Гюля сопровождали его государственный министр, ответственный за внешнюю торговлю, министр энергетики, а также большая делегация турецких бизнесменов. Министр иностранных дел Али Бабаджан также присоединился к делегации.
Рабочая поездка в Татарстан
Тот факт, что московский визит Гюля также включил в себя остановку в Татарстане, крупнейший автономной республики в Российской Федерации, население которой, в основном, состоит из мусульманских татарских турков, признак того, насколько в последние месяцы улучшились отношения между Анкарой и Москвой, когда Турция охладела к внешней политике Вашингтона. В предыдущие годы Москва была убеждена в том, что Турция стремится к распространению пантюркизма на Кавказе, в Центральной Азии и на территории Российской Федерации, что вызывало огромное беспокойство в Москве. Сегодня ясно (подтверждая новый дух взаимного доверия), что турецкие отношения с тюркскими организациями внутри Российской Федерации не считаются подозрительными, как было когда-то.
Россия подняла визит Гюля с ранее объявленного статуса официального визита к "государственному визиту", высший уровень государственного протокола, указав на ценность, которую Москва сейчас придает Турции. Гюль и Медведев подписали совместное заявление, объявив о своей приверженности к углублению взаимной дружбы и многогранного сотрудничества. Декларация отражает предыдущую "Совместную декларацию об активизации дружбы и многомерного партнерства", подписанную в 2004 году во время визита тогдашнего президента Путина.
Турецко-российские экономические отношения значительно расширилась за последние десять лет, причем объем торговли достиг $ 32 млрд. в 2008 году, в результате чего Россия стала для Турции партнером номер один. Учитывая этот фон, двусторонние экономические отношения являются одним из основных пунктов в повестке дня Гюля, и оба лидера выразили удовлетворение в связи с ростом торговли между двумя странами.
Сотрудничество в области энергетики является важной областью. Турецкий импорт газа и нефти из России составляют большую часть объема торговли. Сообщения российской прессы свидетельствуют о том, что обе стороны заинтересованы в расширении сотрудничества в области энергетических транспортных линий для поставки российского газа на европейские рынки через Турцию, известные как проект "Голубой поток-2". Ранее Анкара прохладно относилась к этому предложению. Недавнее завершение российского газопровода "Голубой поток" по дну Черного моря увеличило зависимость Турции от российского природного газа с 66 процентов до 80 процентов. Кроме того, Россия начинает рассматривать Турцию в качестве транзитной страны для своих энергетических ресурсов, а не только как экспортный рынок, в этом значение "Голубого потока-2".
Россия также стремится играть важную роль в попытках Турции диверсифицировать свои источники энергии. Возглавляемый Россией консорциум недавно выиграл тендер на строительство первой в Турции атомной электростанции, но цена, предложенная за электроэнергию, была выше мировых цен, и будущее этого проекта в ожидании одобрения парламента остается неясным. Перед поездкой Гюля в Москву российский консорциум представил пересмотренное предложение — снижение цен на 30 процентов. Если этот пересмотр находится в соответствии с правилами тендера, то позитивное настроение Гюля во время поездки может указывать на то, что турецкое правительство готово дать проекту зеленый свет.
Российский рынок также играет важную роль для турецких зарубежных инвестиций и экспорта. Россия является одним из основных заказчиков для турецких строительных фирм и одним из основных направлений турецкого экспорта. Кроме того, миллионы российских туристов каждый год приносят Турции значительные доходы.
Важно отметить, что Турция и Россия могут начать использовать турецкие лиры и российский рубль во внешней торговле, которая могла бы увеличить турецкий экспорт в Россию, а также ослабить зависимость от долларового посредничества.
Напряженность после холодной войны сократилась
Однако, основным посланием визита Гюля был факт развития более эффективных политических связей между двумя странами. Оба лидера повторили свою позицию, что, поскольку это две крупные державы в регионе, сотрудничество между Россией и Турцией имеет важное значение для мира и стабильности в регионе. Это знаменует собой резкие перемены с начала 1990-х после распада Советского Союза, когда Вашингтон одобрял шаги Анкары в исторические оттоманские регионы бывшего Советского Союза, чтобы бороться там с влиянием России.
В 1990-е в резком контрасте со спокойствием "холодной войны" разговоры о региональном соперничестве, возрождавшие ′Большую игру" в Евразии, столкновения на Кавказе и в Центральной Азии, были повсеместными. Турция становилась снова естественным геополитическим соперником России, как в 19-м веке. Квази-альянс Турции с Украиной, Азербайджаном и Грузией до недавнего времени вынуждал Москву смотреть на Турцию как на серьезного соперника. Региональный военный баланс на Черном море и Южном Кавказе развивался в пользу Турции. После распада СССР Черное море становилось де-факто "озером НАТО". Под споры России и Украины о разделе Черноморского флота и статусе Севастополя Черное море становилось регионом для учений НАТО "Партнерства ради мира".
По контрасту с этим в конце последнего визита в Москву Гюль заявил: "Россия и Турция являются соседними странами, которые развивают свои отношения на основе взаимного доверия. Я надеюсь, что этот визит, в свою очередь, придаст новый характер нашим отношениям". Россия приветствовала турецкие дипломатические инициативы в регионе.
Медведев одобрил действия Турции в ходе русско-грузинской войны летом прошлого года и последующее предложение Турции о создании Платформы Кавказской стабильности и сотрудничества (CSCP). Президент России заявил, что грузинский кризис показал способность обеих стран решать такие проблемы самостоятельно без участия внешних сил, то есть Вашингтона. Турция предложила CSCP, минуя Вашингтон и не ища трансатлантического консенсуса по России. С тех пор Турция дала понять о своем намерении проводить более независимую внешнюю политику.
Российская цель состоит в том, чтобы использовать свои экономические ресурсы для борьбы с нарастающим окружением НАТО, ставшем весьма серьезным после решения Вашингтона поставить ракетные базы и радары в Польше и Чешской Республике, направленные на Москву. На сегодняшний день администрация Обамы сообщила, что продолжит "ракетную оборонную" политику Буша. Вашингтон также только что согласился поставить ракеты "Пэтриот" США в Польшу, очевидно, направленные не на Германию, а на Россию.
После визита Гюля, одна газета в Турции описала турецко-российские отношения, как "стратегическое партнерство", слова, традиционно используемые для турецко-американских отношений. После визита Гюля Медведев отправится в Турцию с конкретными предложениями для последующей деятельности по вопросам сотрудничества. Турецко-российское сотрудничество является еще одним свидетельством того, как когда-то подавляющее влияние США в Евразии было подорвано в результате недавней внешней политики США в регионе.
Вашингтон пробуждается для того, чтобы обнаружить себя с "наихудшим кошмаром" сэра Халфорда Макиндера, "отца" британской геополитики 20-го века, подчеркивавшего важность для Британии (а после 1945 г. - для США) недопущения стратегического сотрудничества между великими державами в Евразии.
Оригинал статьи: The Geopolitical Great Game: Turkey and Russia Moving Closer
© Перевод: Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.
|