Версия для печати |
Двойное дно американской ПРО |
06.02.09 16:46 |
Армия, ВПК, спецслужбы |
|
Настойчивая, хотя и вызывающая сомнение в своей искренности, обеспокоенность Соединенных Штатов безопасностью европейских союзников, а также своих военных баз и группировок в Европе, тем не менее, не лишена определенных внутренних резонов. Опасения Пентагона в связи с возможными ракетными атаками европейских целей изначально строятся исходя потенциальной вероятности создания рядом "недружественных" государств ракетных систем средней и большой дальности.
Действительно, еще, к примеру, лет 50 назад никому бы и в голову не пришло утверждать, что Индия или Пакистан способны серьезно развивать свои ядерные программы, а Китай сможет стать конкурентом ведущих стран в космических разработках. Сегодня же это никого не удивляет. Широко разрекламированный мировыми СМИ недавний испытательный запуск Тегераном ракеты-носителя с первым "исламским" спутником лишь добавляет аргументации сторонникам развертывания американской ПРО в Европе. Введенный с легкой руки американской администрации и прочно утвердившийся в международном лексиконе статус "стран-изгоев" позволяет до сих пор пугать американского и не в меньшей степени европейского налогоплательщика "массированными ракетными ударами" со стороны Ирана или КНДР. На этом, пожалуй, пакет доказательной базы необходимости развертывания третьего позиционного района американской ПРО в Европе и заканчивается.
Вместе с тем, в пылу дискуссий неосознанно или сознательно выводится за скобки изначальный смысл термина "третий позиционный район". Опускается также и его ключевое предназначение, функционально дополняющее выполнение конкретных задач первым и вторым районами – а именно противоракетную оборону территории США. И не более того. Все прочие рассуждения о "противоракетном зонтике" для Европы – не чем стремление выдать желаемое за действительное.
В реальности же ситуация такова, что на территории самих США противоракеты уже размещены – в Калифорнии на базе Ванденберг (две пусковые установки трехступенчатых ракет ПРО) и на Аляске на базе Форт Грили (17 противоракет). Ракеты, предназначенные для 3-го позиционного района ПРО в Польше, являются аналогичным оружием, но будут меньшего размера – двухступенчатыми. Согласно сделанным ранее заявлениям руководителя противоракетной обороны США генерал-лейтенанта Генри Оберинга, вся система ПРО будет состоять из сорока противоракет на Аляске, четырех в Калифорнии и десяти в Европе. Исходя из этого, утверждения о якобы безосновательности опасений Кремля по поводу европейского сегмента ПРО по меньшей мере голословны и не соответствуют действительности, т.к ракеты в Польше составят почти пятую часть общего противоракетного потенциала США.
Помимо этого, вопреки утверждениям о малозначительности и "ограниченных возможностях" развертываемой в Европе новой РЛС, решение о размещении радара ПРО именно в Чехии выглядит достаточно обоснованно. Действительно, западное побережье США контролируют мобильный радар морского базирования в районе Алеутских островов, станции на базах Бил в Калифорнии и Клир на Аляске. На северном направлении – РЛС на базе Туле в Гренландии и в некоторой степени РЛС Globus-2 в городе Варде (Норвегия). На востоке – станция с активной фазированной антенной решеткой EWR (Early Warnig Radar) на базе Отис под Бостоном, а также близ города Файлингдейлз в Великобритании.
Оценка возможностей отслеживания пусков ракет в сторону американского континента позволила американцам утверждать, что в действующей системе ПРО обнаружилась существенная брешь. Несмотря на то, что уже развернутые РЛС EWR надежно обнаруживают и перехватывают цели на расстоянии до 5500 километров, их эффективность определения параметров летящих боеголовок (координаты, скорость, направление) не позволяет осуществлять целеуказание перспективным перехватчикам с достаточной точностью. Существующие возможности РЛС также не позволяют решать задачу по идентификации боеголовок от ложных целей. Функция отбора будет возложена на радар GBR в Чехии.
Очевидно также и то, новая РЛС под Прагой, расположенная в полутора тысячах километров к востоку от британской станции, сможет гораздо более эффективно контролировать весь восточный сектор наблюдения как минимум до Урала. Скрытая логика предназначения третьего позиционного района американской стратегической ПРО, как и модернизация американских ядерных вооружений, по всей видимости, никак не связана ни с "борьбой с терроризмом", ни "со странами-изгоями". По существу же она официально изложена еще в "Стратегии национальной безопасности США", подписанной Дж.Бушем в сентябре 2002 года и модернизированной в 2006 году, и представляет собой концепцию упреждающего удара по "возникающим угрозам, прежде чем они обрели окончательную форму". Причем совершенно не важно, где могут возникнуть потенциальные угрозы, в какой сфере (экономической, экологической, военной, энергетической, информационной и т.д.) или в какое время.
Содержание "двойного дна" американской ПРО объективно наполнено навязчивым стремлением изменить существующее равновесие сил в мире. И, кстати, большинство сторонников подобной концепции не отрицают этого факта: они искренне считают, что силовое могущество США уже налицо и что реализация противоракетного проекта в Европе лишь дает стимул для укрепления существующего превосходства. |
|
|