Ходят разговоры об намерении американцев создать Азиатское НАТО, т.е. военный альянс под руководством США, нацеленный на продвижение геополитических интересов своих членов в этом регионе. Во время Холодной войны США создали Организацию договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), которая охватывала Францию и Великобританию наряду с региональными прозападными государствами, такими как Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Пакистан и Филиппины. Однако, эта организация распалась в 1977 году.
Кроме того, также надо принимать во внимание существование союза Австралии, Новой Зеландии и США, более известного как «Тихоокеанский пакт безопасности». Оба американских союзника воевали вместе с США во Вьетнамской войне, принимали участие в войне в Персидском заливе и в операции «Несокрушимая свобода» (в Афганистане). Канберра также поддержала и приняла участие в англо-американском вторжении в Ирак в 2003 году. Кроме того, Австралия важный участник американской системы ПРО. Следовательно, в одном можно не сомневаться: любая потенциальная азиатская, либо тихоокеанская, версия НАТО будет включать этих двух верных американских союзников. Япония стала еще ближе к США, и все возрастающий уровень диалога НАТО-Япония показывает, что обе стороны согласились наращивать свои политические и военные связи.
Для того чтобы установить, пытается ли США на самом деле учредить альянс в азиатско-тихоокеанском регионе (более или менее аналогичный своему атлантическому собрату), нужно понять, какова может быть мотивация США. Некоторые американские высокопоставленные политики продвигают такие планы. Например, Рудольф Джулиани внес предложение о том, что НАТО должно присоединить Австралию, Израиль, Индию, Японию и Сингапур. Возможно, то же самое подразумевал сенатор Джон Маккейн, когда предлагал создать проамериканскую Лигу Демократий, эвфемизм, обозначающий, что неевропейские союзники США должны быть включены в глобальный военный союз (против кого? Он мог бы добавить). Как мы увидим, есть множество причин для заинтересованности США в создании подобной организации. Ведущие американские геостратеги должны обратить особое внимание на следующее:
1. Северокорейская ядерная программа. 2. Взрывной рост Китая похож на экономическую электростанцию. Или, как это определил Национальный Совет по разведке США, "беспрецедентный переход богатства с Запада на Восток". Китай уже превзошел Германию, заняв третье место в мире по объёму ВВП. Пекин обладает самыми большими валютными резервами, и тот факт, что большая часть из них номинирована в долларах США, дает КНР значительный рычаг. 3. Другие региональные экономики, а именно Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Тайвань и Гонконг, растут просто впечатляюще. Это означает, что Азия играет и будет играть все более важную роль в международной политике. 4. Развитие Китая расширило военную, геополитическую, дипломатическую и технологическую мощь «Поднебесной». Китай — возможно, величайшая сила в восточной Азии. Пекин улучшает и модернизирует свои вооружения и наращивает способность осуществлять встречные вызывающие военно-морские проекты в долгосрочной перспективе. 5. Китай и Россия стали теснее сотрудничать в рамках Шанхайской Организации сотрудничества (ШОС). Обе державы согласились разделить свои сферы влияния в Центральной Азии и обуздать американские усилия в построении Великого Туркестана. Более того, обе державы проводили совместные военные учения. 6. Пекин опекал несколько режимов, открыто враждебных к власти США. На самом деле, Китай — основной импортер иранского нефтяного экспорта и проект строительства нефтепровода из Ирана в Китай уже разработан. Более того, Мьянма стала одним из ближайших китайских союзников. «Поднебесная» — крупнейший импортер ресурсов Мьянмы (ископаемого топлива, драгоценных камней, древесины и так далее). Хунта, управляющая Мьянмой, позволила китайцам разведку и разработку своих ресурсов. Чтобы обеспечить поставки сырья, КНР также стал ключевым торговым партнером многих африканских стран. 7. Важно восстановление России как великой державы. Кремль проявил интерес к проектам, касающимся развития энергетических ресурсов. Например, для того чтобы диверсифицировать своих торговых партнеров, Россия серьезно задумалась о поставках ископаемого топлива крупнейшим восточноазиатским экономикам (Китаю, Японии и Южной Корее). К тому же, РФ планирует увеличить свою долю на рынках вооружений восточной и юго-восточной Азии. 8. Хотя в Южной Корее все еще находится большое число военных специалистов из США, Сеул (в отличие от Токио) проводит международную политику так, чтобы не раздражать Пекин. 9. Хотя некоторые цветные революции под руководством США поначалу были успешны в подстрекательстве смены режимов, кажется и Китай и Россия старательно изучили этот способ действий, и Пекин смог противостоять этой методологии во время шафрановой революции в Мьянме и во время бунтов в Тибете в 2008 году.
Поэтому американские высокопоставленные руководители решили, если Вашингтон на самом деле хочет достичь американской гегемонии (также известной как «Новая Американская Эпоха»), Америке придется увеличить свое присутствие в Азии. Вашингтон разместил свои войска в Южной Корее, Японии, на Филиппинах, Диего Гарсия, Индонезии, Сингапуре, Таиланде, Малайзии, Гуаме и в Австралии. Такое военное развертывание, полагают американские политики, должно быть усилено азиатской версией НАТО.
Конечной целью азиатского НАТО могло бы быть предотвращение становления Китая как огромной соперничающей державы. В результате этой стратеги США пришли к выводу, что Америке нужно сохранить свою позицию ведущей морской державы, чтобы поддерживать способность контролировать стратегические морские участки (такие как Малаккский пролив и Южно-Китайское море) и усиливать морскую блокаду в случае военных действий. Все вышеупомянутое означает, что азиатским экономикам видимо придется пойти на значительные уступки США, если они хотят поддерживать неприкосновенность своих потоков морской торговли.
Когда США увязли в Ираке и Афганистане, стало доказуемо, что даже являясь ведущей в мире державой, они по-прежнему не способны в одиночку продвигать свои интересы. Таким образом, Вашингтон понял, что ему потребуется несколько союзников, чтобы сохранять свои позиции недосягаемыми. Поэтому американцы заняты углублением своего стратегического взаимодействия с традиционными союзниками (Япония, Австралия, Новая Зеландия и так далее). Кроме того, США пытаются увлечь Индию и включить ее в азиатское НАТО, а это могло бы кардинально изменить баланс сил в Евразии. Для Британской империи Индия была самой ценной собственностью, потому что это было крайне выгодно и, что более важно, географическое положение Индии было стратегически важным. Согласно справочнику ЦРУ по странам мира Индия стала 12-й по величине экономикой, благодаря росту ВВП. Индия стратегически расположена в самой южной части Евразии, и ее территория огромна. Кроме того, индийское население — важный актив, потому что у страны есть конкурентоспособный на международном уровне рабочий класс. И последнее по порядку, но не по значимости, это то, что Индия обладает ядерным оружием.
Кажется, Индия оставила свою международную политику неприсоединения времен Холодной войны. Похоже, в действительности Индия медленно движется в орбиту США, Британии и их союзников. Некоторые представители высших кругов Индии открыто враждебны к Китаю. Например, когда министр обороны Джордж Фернандес заявил, что Китай - «враг Индии №1», такое заявление подтверждает, что, по крайней мере, некоторые ведущие политики в Дели на самом деле верят, что КНР — это стратегический соперник, хотя большинство из них открыто не выражают свою точку зрения из-за возможных дипломатических последствий.
Индийская Народная партия — это политическая сила, которая, среди прочего, поддерживает более агрессивную внешнюю политику, а также выражает крайне националистические взгляды. Если теракт 2008 года в Мумбае на самом деле был тайной операцией, проведенной филиалом ЦРУ под названием ISI (Пакистанская разведка использовалась в Чечне, Афганистане, на Балканах и везде, где требовалось отрицание причастности ЦРУ к преступлению), то одной из его целей было политическое усиление индийских [политических] сил (таких как Индийская Народная партия), более склонных принять Индо-Американский союз, чем сегодняшняя Администрация Национального Конгресса.
Очевидно, что Далай Лама (который, вероятно, по-прежнему в активе ЦРУ) беспрепятственно продолжает управлять из индийской Дарамсалы (по прозвищу «малая Лхаса»). Это говорит о том, что Дели стремится политически препятствовать растущей мощи Китая. Кроме того, Индия также интересуется получением доступа к богатым природным ресурсам Тибета, в частности к питьевой воде и урану.
Несколько лет назад Индия намеревалась вовлечь Иран в переговоры, чтобы увеличить свою собственную энергетическую безопасность. Тем не менее, Вашингтон, видимо, воспрепятствовал этим переговорам. Можно только догадываться, что было обещано или дано Дели за это. Также имеют значение планы США передать ядерные технологии Индии. Кроме того, Индия укрепила связи с другими американскими союзниками. Например, Индия стала крупным покупателем вооружений и систем защиты, сделанных Израилем.
С другой стороны, Индия является страной-наблюдателем в Шанхайской Организации Сотрудничества. Но Индия еще не обращалась по поводу полного членства, предположительно также под нажимом американской дипломатии. Индия — важный покупатель российских вооружений, включая самолеты и танки. Помимо этого, Россия и Индия сотрудничают в области разработки истребителя пятого поколения.
Россия и Индия имели тесные отношения во время Холодной войны. Кремль знает, что обе державы не имеют взаимоисключающих национальных интересов, чего нельзя сказать о китайско-индийских отношениях. Москва и Дели едины в своем желании противостоять исламским беспорядкам в Центральной Азии. Президент Медведев недавно объявил, что российское правительство предполагает поставки ядерных технологий в Индию для развития двусторонних отношений, что очевидно делается для того, чтобы опередить американцев.
Короче говоря, американцы весьма заинтересованы в создании «Азиатского НАТО», несмотря на то, что такая организация была бы бессмысленна без включения в нее Индии. Это объясняет, почему США демонстрировали определенную готовность пойти на некоторые уступки Индии для того, чтобы достичь ее геополитической и стратегической лояльности. Однако, пока неизвестно, присоединится ли Дели к такому альянсу. Возможно политические элиты Индии все еще решают, присоединятся ли они к атлантистам (американцам и европейцам), или к евразийцам (к русским и китайцам), или ни к тем и ни к другим. В конце концов, Дели может просто играть на их противоречиях, извлекая как можно больше уступок с той и другой стороны, не присоединяясь ни к одной из них. Как бы то ни было, если Индия присоединится к одной из сторон, это вызовет сильные геополитические ударные волны по всей Евразии.
Автор: Хосе Мануэль Алонсо Трабанко, независимый эксперт из Мехико, специализирующийся в военной и геополитической областях. Он имеет степень по Международным отношениям, присвоенную филиалом Технологического Института Монтеррея в Мехико. Специализируется на сравнительной и исторической геополитике, глобальном балансе сил, архитектуре международной системы и появлении новых сил.
Оригинал статьи: Is an 'Asian NATO' Really On The US Agenda?
© Перевод: Артём Выровский, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.
|