Водный кризис и грядущая битва за право на воду Ниже приведен отрывок из пятой главы недавней книги Мод Барлоу, (Maude Barlow) «Голубой договор» (Blue Covenant). Будущее воды Три основные причины водного кризиса: истощающиеся источники пресной воды, несправедливый доступ к водным источникам и корпоративный контроль над водными запасами – представляют главную современную угрозу планете и нашему выживанию. Вместе с надвигающимися изменениями климата из-за сжигания ископаемого топлива, водный кризис ставит перед каждым из нас вопрос жизни и смерти. До тех пор, пока мы не изменим наше отношение к происходящему, мы будем погружаться во все более углубляющиеся конфликты и войны за истощающиеся источники пресной воды – между нациями, между богатыми и бедными, между общественными и частными интересами, между сельским и городским населением и между миром природы и промышленным человечеством. Вода становится серьезным источником конфликтов между странами. Всего в мире имеется более 215 крупных рек и около 300 бассейнов подземных вод и водоносных слоев, контроль над которыми делят между собой несколько стран, и эти ресурсы служат источником трений между собственниками драгоценной влаги. Растущая нехватка и несправедливое распределение воды, являются причиной недоразумений, и даже кровопролитий, и становятся фактором риска для многих регионов. Бывший министр обороны Великобритании Джон Рейд предупреждает о наступающей эпохе «водных войн». В публичном отчете, на саммите об изменении климата, в 2006 году, Рейд предупреждал, что –по мере превращения водных бассейнов в пустыни, таяния ледников, отравления водоемов – станут вероятнее насилие и политические конфликты. Он даже допустил, что глобальный водный кризис превращается в угрозу глобальной безопасности, и что вооруженные силы Британии должны быть готовы к разрешению конфликтов, включая вооруженные, из-за истощающихся источников водных ресурсов (здесь и далее выделено переводчиком). Бывший премьер-министр Британии заявил в интервью газете The Independent: «Такого рода изменения делают конфликты более вероятными. Правдой является то, что дефицит воды и плодородной земли – это важный фактор трагического конфликта, разворачивающегося сейчас в Дарфуре. И мы должны рассматривать это как предупреждающий сигнал». Газета The Independent приводит другие примеры регионов потенциальных конфликтов. Это, в частности : Израиль, Иордания и Палестина, делящие реку Иордан, контролируемую Израилем. Турция и Сирия – где планы Турции о строительстве дамбы на Евфрате, привели её на грань войны с Сирией в 1998 году. Сейчас Сирия обвиняет Турцию в намеренных манипуляциях с водными ресурсами. Индия и Китай, где воды Брахмапутры – служили источником трений между этими странами, в прошлом; и где китайское предложение направить реку по другому руслу вновь обострило ситуацию. Ангола, Ботсвана и Намибия – спорили в прошлом о водном бассейне Окаванго, и этот спор вновь возобновиться из-за планов Намибии о строительстве трехсоткилометрового водовода, который может истощить дельту. Эфиопия и Египет, где рост населения может привести к конфликту в бассейне Нила. - Бангладеш и Индия - где река Ганг, по причине активного таяния гималайских ледников, обрушивается наводнениями на Бангладеш, неся разрушение и хаос, и приводя к нелегальной и непопулярной миграции в Индию.
Проблемы совместного использования и разграничения водных ресурсов существуют и в Северной Америке, хотя и не приводят к вооруженным конфликтам между США и Канадой. В частности, возрастает обеспокоенность о будущем Великих Озер, воды которых угрожающе загрязняются и чей уровень воды неуклонно падает из-за огромного роста населения и промышленности в этом бассейне. Наличие совместной комиссии, наблюдающей за использованием этих вод, было недавно проигнорировано губернаторами американских штатов, принявшими поправку к договору, по отводу воды для новых поселений США в стороне от бассейна озер. Протесты Канады не были замечены Вашингтоном. В 2006 году правительство США объявило о планах использовать в береговой охране Великих Озер патрули на судах с установленными пулеметами. Также было объявлено, что для тренировки этой охраны было создано 34 постоянных стрельбища вдоль берегов Озер и что уже были проведены многочисленные учения, в каждом из которых в сторону озера выпускалось три тысячи боевых патронов. Администрация Буша временно прекратила эти учения, но явно утверждает свое главенство над водами, которые раньше были в совместном пользовании. Подобные же проблемы созревают на границе США и Мексики, где группа американцев – частных собственников на воду, использует Северо-Американское соглашение о торговле, чтобы оспорить давно практиковавшийся отвод мексиканцами воды из Рио-Гранде, до того как река достигала территории США. Вода превращается в проблему глобальной безопасности: США Вода недавно (и внезапно) стала ключевым элементом стратегической безопасности и внешнеполитическим приоритетом США. После событий 11 сентября, защита водоводов и запасов питьевой воды от террористических атак стало жизненно важным делом для Белого Дома. Когда Конгресс, в 2002 году создал Департамент Внутренней Безопасности, он сделал его ответственным за безопасность водной инфраструктуры и выделил для этого 548 миллионов долларов, в последующие годы эта сумма увеличилась. Агентство по защите окружающей среды создало Исследовательский Центр Внутренней Безопасности с целью разработки научных принципов и методов, для использования в случае нападения на водную систему страны. Был создан также Отдел Водной Безопасности для отработки действий персонала в случае угрозы. Кроме того, были созданы: Центр Обмена и Анализа Информации для реагирования на сигналы о потенциальных угрозах источникам питьевой воды, а также, совместно с Американской Ассоциацией Водопроводов, специальная система быстрой электронной почты под названием Водный Канал Безопасности. Однако интерес к воде на этом не остановился. В Вашингтоне вода становится таким же стратегическим вопросом, как и энергия. В августе 2004, в докладе представленном для Института Анализа Глобальной Безопасности (этот мозговой центр фокусируется на взаимосвязи между энергетикой и безопасностью) др. Аллан Р. Хоффман, ведущий аналитик министерства энергетики США, заявил что энергетическая безопасность Соединенных Штатов в настоящее время зависит от состояния водных ресурсов и напомнил о растущем кризисе водной безопасности по всему миру. «Так же, как энергетическая безопасность стала национальным приоритетом в период, последовавший за арабским нефтяным эмбарго 1973-1974 гг., так и водной безопасности предстоит стать национальным и глобальным приоритетом последующих десятилетий» - говорит Хоффман. Он отмечает, что центральной проблемой становится: извлечение воды из разных ресурсов и подземных источников, транспортировка воды через водоводы и каналы, управление и «излечение» ранее используемой воды, а также опреснение соленых вод и морской воды – разработка этих технологий предлагается правительством США своим партнерским компаниям. Он указал на то, что энергетическим интересам США на Среднем Востоке могут угрожать водные конфликты в этом регионе: - « Водные конфликты добавят нестабильность в этом регионе, от нефти из которого США серьёзно зависит. Продолжающиеся и вновь возникающие конфликты на этой почве, могут стать снова поводом для энергетического шантажа США, как уже было в 1970 годы. «Сокращение водных ресурсов и глобальное потепление – представляют «серьезную угрозу» национальной безопасности США, заявил ряд отставных генералов в докладе на имя президента, в апреле 2007 года, направленным другим мозговым центром – Центром Морских Исследований. Шесть отставных адмиралов и пять генералов предупреждают, что в будущем США будут втянуты в ряд жестоких войн за воду. Эрик Петерсон, директор Глобального Стратегического Института в Центре Стратегических и Международных Исследований в Вашингтоне, называющего себя «партнером правительства по стратегическому планированию» заявил, что США должны присвоить воде высший приоритет в своей международной политике. «Здесь у нас в стране есть очень, очень критические аспекты всех этих глобальных водных проблем» - заявил он, в эфире «Голоса Америки». «Во-первых, в наших национальных интересах видеть стабильность и безопасность и экономическое развитие в ключевых регионах мира, а вода это важный фактор для всего этого круга вопросов». Его Центр объединил свои усилия с крупнейшей компанией по водным технологиям (ITT Industries); с компанией Proctor&Gamble, которая создала систему водоочистки для дома, а также работает в совместном с ООН предприятии в развивающихся странах; с компанией «Кока-Кола»; и Национальной Лабораторией Sandia, с которой центр создал совместный институт, именуемый Глобальным Водным Будущим (GWF). Sandia, чьим девизом является «безопасный и свободный мир через технологии», работает для «поддержания военного и ядерного превосходства США» и полностью передана правительством США в управление производителю оружия Локхид Мартин. Таким образом, вопросы военной и водной безопасности оказываются напрямую связаны. Мандат GWF двунаправлен: повлиять на стратегию и политику США в отношении к мировому водному кризису и развивать технологии необходимые для его решения. В своем рапорте от сентября 2005 года GWF предупреждает, что глобальный водный кризис толкает мир «к решающей точке в человеческой истории» и рассуждает о необходимости Соединенным Штатам серьезнее отнестись к водному кризису: «В свете глобальных тенденций в водном вопросе, ясно, что качество воды и управление водными ресурсами повлияет почти на все стратегические приоритеты США во всех ключевых регионах мира. Интерес к мировым потребностям в воде выйдет далеко за рамки гуманитарных и экономических вопросов... Политические меры, направленные на водные ресурсы каждого региона планеты, должны рассматриваться как существенный элемент стратегии национальной безопасности США. Подобные меры должны стать частью широкой, всесторонней и комплексной стратегии США перед лицом глобальных проблем с водными ресурсами».
В докладе отмечается, что инновации в политике и технологии должны быть тесно увязаны, что, несомненно, звучит сладкой музыкой в ушах корпораций, которые заказали это исследование. GWF призывает к тесной кооперации правительства и частного бизнеса для продвижения инноваций, и к «удвоению» усилий для привлечения госпредприятий с участием частного капитала к разработке технологических решений. Доклад увязывает американские идеалы демократии с коммерческой выгодой, что хорошо знакомо критикам администрации Буша, утверждающим что США пришли в Ирак не для продвижения демократии, но для захвата нефтяных ресурсов и для огромных прибылей американских компаний в процессе «восстановления» страны. «Водный вопрос критичен для национальной безопасности США и является интегральной составляющей в поддержке американских ценностей в гуманитарном и демократическом развитии. Более того; занятие международными водными вопросами, предоставляет возможности частному бизнесу США, который оказывается в выгодном положении для участия в развитии и получения экономического вознаграждения». В списке правительственных агентств США, привлеченных в докладе к водному вопросу, числится и Департамент Коммерции, который «благоприятствует водному бизнесу США и исследованиям в этом вопросе и улучшает конкурентоспособность США на международном водном рынке». Голубой Договор: альтернативное водное будущее Человечество еще имеет шанс предотвратить эти сценарии конфликтов и войн. Мы могли бы начать с глобального договора - «завета» - по воде. Голубой Договор (или «синий завет» - прим.перев.) должен включать в себя три компонента. Первое обязательство – о сохранении воды – со стороны людей и правительств, предполагающее право Земли и других существ на чистую воду, и обязывающее защищать и сохранять мировые водные ресурсы. Второе обязательство – о водной справедливости – между мировым Севером, который имеет воду и ресурсы, и мировым Югом, который этого лишен, чтобы совместно работать ради водной справедливости, ради воды для всех и местного контроля над водой. Третье обязательство – о водной демократии – между всеми правительствами, признающее что право на воду – фундаментальное всеобщее право человека. Следовательно, правительства должны не только поставлять чистую воду своим гражданам в качестве коммунальной услуги, но должны признавать, что граждане других стран также имеют право на воду и мирное решение водных споров между государствами. Хороший пример этому – проект «Хорошая Вода Делает Хорошими Соседями», который создан Друзьями Земли на Ближнем Востоке и который пытается из совместного использования воды и понятия водной справедливости достичь стабильного мира в регионе. Другой пример - это успешное восстановление прекрасного Боденского озера (Bodensee), совместными усилиями Германии, Австрии, Лихтенштейна и Швейцарии. Голубой Договор должен стать сердцем нового завета о праве на воду, к последующему принятию в национальных конституциях и международном законодательстве ООН. Создание условий для этого соглашения потребует слаженного и коллективного международного сотрудничества и потребует разрешения всех трех водных кризисов, вместе с реализацией трех альтернативных решений: Сохранением Воды, Водной Справедливости и Водной Демократии.
От переводчика: США и Великобритания – ясно демонстрируют свои цели: встать у водопроводного «крана» (на «хлеборезке»), и использовать его как еще один рычаг контроля над миром. Естественно, в первую очередь будут попытки взять под контроль над водными ресурсами во второстепенных регионах. Но потом... Основными запасами пресной воды на планете обладают – Россия и Бразилия, и естественно они и являются, в первую очередь, теми самыми «ключевыми элементами» в стратегии США по этой проблеме. Хотелось бы узнать, что делается законодательной и исполнительной властями России, для защиты водных ресурсов России не только в плане защиты от террористических атак различного рода экстремистов, но и в плане защиты этих ресурсов от посягательств со стороны других государств. Получить такой ответ можно только на депутатский запрос. Идея автора статьи о заключении «Голубого» Соглашения между Севером и Югом – смущает тем, что предполагается движение только в одну сторону. Требования пойти на уступки предлагаются только Северу, но не Югу! Это будет больше похоже на выплачивание дани, чем на Соглашение. Так случилось (здесь не будем рассуждать хорошо ли это или плохо) европейские народы, а вслед за ними и Япония, и Китай, и Индия – снизили свою рождаемость, возможно повинуясь древнему инстинкту, так отреагировали на перенаселенность планеты. Наиболее похотливые и невоздержанные были «переориентированы» на гомосексуализм, инцест, прочие девиации, в общем - на «непродуктивный» секс. Но, ряд народов Юга, ссылаясь на религию, традицию отказались регулировать свою численность. А как раз значительная ответственность за современный кризис ложится на перенаселенность планеты. И предлагаемое Соглашение обязано включать взаимные уступки: Север делится водой, Юг – регулирует свою рождаемость. Но в первую очередь, России следовало бы выступить инициатором создания «водного ОПЕК» И уже от лица подобной организации вести переговоры по водному вопросу. Перевод: Василий Щерба, редактирование: Дмитрий Киров, Примечание : Мнение авторов не всегда совпадает со мнением редакции "Война и Мир". Оригинал публикации
© Василий Щерба, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.
|