Краткое содержание, в стиле «Рабинович напел»:
«За последние 30 лет у украинцев появилась идеология — идеология защитников Европы. В то время как в России построили гигантский "Ельцин-центр", где и по сей день рассказывают, что "до Ельцина фактически не было русской истории"», «в украинской детской продукции практически всё чётко работает на псевдонациональный миф: вышиванка, прапор, мова и, конечно же, ненависть к москалям», а «в новых русских мультфильмах почему-то русским духом и не пахнет, нигде».
«Жители Украины считают Россию, русских чем-то внешним по отношению к себе. Большинство жителей Украины, особенно молодых, за тридцатилетие независимости (а то и раньше) никогда за пределы "Украины" не выезжали. Со сверстниками из России практически не общались. Поэтому считают их другим народом, другим государством, чужими. Кстати, многие "россияне" до сих пор тоже считают уроженцев так называемой "Украины" иностранцами.»
«…мы в России пока не осознали себя на идеологическом уровне Святой Русью…»
Хотя публикация изначально рассматривает Украинскую сторону, заканчивается она вопросом о России, «а что у нас?». Подобный вопрос логичен, т.к. понимание возникает при анализе контраста, а близость смерти — еще и самый сильный побудитель к действию. Поэтому, нынешнее время создает предпосылку для активного самосознания «я-Русский», на контрасте с народом всем известного государства, которые вроде как и мы, и в тоже время иные. Но, кроме абстрактной медитации над «я-есмь кто?», давление вполне понятных недругов, обстоятельств, заставляет нас слезать с печи и обретать «быть-я такой».
И в этот момент очень часто звучит вопрос об идеологии. Почему ее нет, какая она должна быть и т.п. Начнем с того, что в научной среде нет консенсуса по расшифровке термина «идеология». На бытовом уровне, идеология воспринимается как некая декларация от руководства страны, для формирования определенного общественного мнения и единой культуры поведения. Хорошо, а что же было до сего момента? Какая «идея» была раньше? Почему сейчас возникла необходимость «переосмысления»? Для этого вспомним некоторые слова, которые наши предки произносили в тяжелую минуту: «наша земля, наш род», «Господи, помогай», «За Веру, Царя и Отечество», «За Родину, за Сталина!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «дикий капитализм»… Люди – существа социальные. По мере развития, общий социальный «радиус» принадлежности увеличивался. От круга рода/семьи мы перешли к городской общине, государству, попробовали расшириться на мир, столкнулись с другими «конкурирующими лозунгами» и откатились в текущую позицию. Экспансия идентичности, в условиях ограниченного объема планеты Земля, столкнулась с идентичностью других. И при этом, шел процесс обратного сужения радиуса веры/религии от тотального влияния до полного отрицания.
После развала СССР наш народ оказался в периоде идеологического застоя, когда нет вектора цели и уже нет давления против веры. Возникла некая растерянность, от того, что мир не принял предложенный нами «социалистический уклад», но нас не приняли и в клуб «равных капиталистов», идеологией стало слово «свой бизнес». В связи с этим, можно сделать вывод, что идеология не подразумевает истинность и незыблемости постулатов, и это не обязательно политика. Сменились обстоятельства, сменилась и риторика государства. Во времена СССР было четкое понимание кто мы и чего хотим – без оглядки топали «к светлой цели». В текущем же периоде активного переосмысления «кто» и «куда», нужно понять «куда хотим прийти» и от этого сформулировать «какими хотим быть», и только после этого будет озвучены «слоганы» идеологии.
Само-собой разумеющимся образом мы уже учли опыт прошлого столетия. Нет смысла свои ценности навязывать другим, другие — все разные, если хотят — путь идут своим путем. Мы приняли и опыт капиталистов: с иными нужно держать ухо в остро, но Земля – маленький шарик и если нам что-то необходимо там — необходимо уметь договариваться. А самый главный вывод, мы может быть и затрудняемся ответить на вопрос о «загадочной Русской Душе», но уже поняли, что «мы есть, и мы — не они», а так как мы объективно существуем, то автоматически являемся носителями общности «русские», что является платформой идеологии, которая по сути есть словесное описание вектора развития и целей данного общества.
Таким образом, идеология в России одновременно и есть, и ее сложно описать в конкретике привычных западу четких терминов, так же как сложно описывать предмет/явление нашего многомерного мира линейным текстом на бумаге. Идеология не может не быть т.к. есть мы — ее носители, есть уникальный базис нашего существования (история, география…) и есть динамика развития ситуации, которая вовлекает за собой новых носителей, шлифуется иными мнениями и т.п. Это все формирует обратную связь, когда слова (идея/идеология) порождают действия, а действия (реальность) порождает изменение слова, и этот ком набирает обороты/скорость, в результате доминирующая идея/идеология становиться более проявленной и более доступной к описанию линейными словами. Наша идеология не в экспансии, а в сохранении, поэтому ее сложно заметить. Мы не постулируем цели и задачи развития общества, мы обеспечиваем сохранение и развитие собственной идентичности. То, что вырисовывается уже сейчас, это, казалось бы, незаметные, но важные черты нашей таки идеологии: «русские есть – границы идентичности, самобытность», «русские защищают себя и друзей – сила, справедливость и закон/договор», «русские готовы к диалогу и взаимовыгоде – открыты и богаты» «русские за традиционные ценности и естественный уклад жизни», «Россия – великая и богатая страна, как минимум географически», «русских нельзя победить» и, на мой взгляд, самое главное «Русские никому ничего не должны- ни извиняться, ни пресмыкаться». Наша идеология не столько слова, сколько образ жизни, ценности, согласие жить именно так.
Стоит заметить, что быстрые изменения для большой системы организовать очень сложно, порой невозможно т.к. это не монолит и существует явление угасания энергии импульсного воздействия по мере распространения в глубь. Нельзя проснутся и прочесть в газете «с сего момента наша цель такая-то и наша идеология вот в этом вот» и все взяли под козырек. Идеология и цели должны вызреть, сформироваться в осознании потока событий, быть приняты основной массой данного населения. Можно директивно задать цели и идеологию, но, если они не совпали с фактическим катком реальности – они будут сметены историей. А вот чтобы задать верный вектор, необходимо вначале разобраться с текущим состоянием, понять, как туда попали, какими средствами обладаем и куда хотим идти. Не всегда путь к цели – прямолинеен. Иногда, необходимо ставить промежуточные цели и достигая их двигаться от точки к точке, минуя препятствия.
Повторяясь, повторю. Идеология — это не «незыблемый свод законов», не создание доминирующей партии или единой цели для общества, это обобщенное и озвученное словами отражение данного общества, его динамики. Сиюминутно можно вводить защитные механизмы противодействия чужому влиянию и попыткам обезличить нашу индивидуальность, как народа, но это не идеология, это по большей мере тактический информационный фон данного момента противопоставляемый тезисам иных. Наша, так сказать, идеология — это перманентный процесс осознания отличия «себя от них». Присутствие черт самобытности, путь даже водка/балалайка/медведи/9мая/Москва/мороз/… – все это «якоря» стабилизации самоосознания общества, и чем больше таких «якорей» разбросано, тем более устойчивой будет «Русская душа» и тем меньше на нее будут влиять «лозунги» и списки критериев от иных. У нас есть много критериев объединения, это и общая территория, религия, история, противостояние внешней угрозе, свои фильмы, музыка, стиль подачи информации и т.п. Если будет еще и дополнительная, а может и доминирующая объединяющая идея наподобие озвученной «Святой Руси» - замечательно. М.б. некоторые моменты реализации выглядят коряво, но это все отшлифуется временем. Главное во всем этом то, что мы своими действиями проявляемся в этом мире, формируем новые «якоря» и другие народы четко понимают, что мы — не они, мы — Русские, и наши дети понимают, что вокруг «свои» и что есть определенные традиции повседневного поведения.
Идеология, это как музыка для «танца» общества. Поставят иную музыку — будет иной танец. Но, идеология — это надстройка над базисом менталитета группы, не всякая «музыка» зайдет и не под всякую захотят танцевать.
То, что у нас «нет внятной идеологии», не значит, что у нас нет «идеологии» совсем. Это значит то, что можно было бы назвать нашей текущей идеологией отличается от советской и ее сложно описать одним фиксированным лозунгом. Внятная государственная идеология — полезна для части общества, которые стремятся к стабильности и прогнозируемости. Ее наличие, это мощный вектор для многих направлений деятельности, особенно просветительской, информационной, но для ее формулировки вначале должен быть укреплен фундамент народной самоидентичности. Идея должна выкристализоваться и принята обществом, чтобы проявиться в виде тезисов официальной идеологии. Все будет, не все сразу, мы только в начале пути больших преобразований.
Возвращаясь к публикации, с которой начались эти размышления. Украинцы упорно сопротивляются не потому, что у них есть сильная идеология, а потому что они живут в атмосфере ненависти к русским и ожидают взаимной ненависть к себе с нашей стороны. Они не сдаются т.к. боятся, что их если не убьют сразу, то в плену будут пытать – это им вдалбливают СМИ, а в учебке этим пугают даже чаще, чем дают пострелять из автомата. Они стреляют в русских т.к., по их убеждению, этим защищают семьи от «злобных орков», которые хотят превратить их дома в руины. А то, что называют идеологией (вышиванки, собачка «патрон» и т.п.) это их «социальные гвозди», которым человека приколачивают к конкретной доске самоидентификации, это значительно влияет, но не определяет.