Эти мысли были мною написаны в начале октября 2022 г., за истекшие 8 месяцев ситуация не только не улучшилась, а, к сожалению, пдтвердились все означенные в статье наблюдения о проблемах правящего класса, который упорно на 16-ом месяце СВО не хочет меняться - обновлять кадры и систему под новые цели и в новых очень болезненных для страны обстоятельствах. Система создавалась под вхождение в Большую Европу, а не под острую конфронтацию с Западом и затяжные боевые действия средней и высокой интенсивости. ____________________
Наша элита отчасти сознательно, отчасти мировоззренчески бессознательно, пыталась воспроизвести романовскую модель управления. Ту систему, которая исторически обанкротилась, не смогла ответить на вызовы времени, проиграла русско-японскую, ПМВ и сама же вызвала дворцовый переворот сверху и революции снизу.
Копируя исторически провальную модель управления — переняли мышление её управленцев и риск повторения всех её язв и пороков. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Нашему же властному классу последние десятилетия удавалось впрячь коня, лань, лебедя, рака и щуку. И пока время было мирное и мы входили/переваривались Западом — система худо-бедно, со сбоями, но работала. Но как пошла конфронтация и боевые действия — сразу обнаружились те же грабли, какие с 19-го века с Крымской войны до ПМВ подкосили Российскую империю.
Что это за недостатки? Это закостенелость мышления управленцев, инерционная запоздалость в принятии решений, нежелание признавать ошибки и проблемы, стремление подмораживать свой статус и положение вверенной службы/ведомства/учреждения/участка фронта и т. д. и т. п. как можно дольше, острое неприятие всего нового, любых нововведений в методах и средствах управления и технологиях, замкнутость чиновников на себе, засилье кумовства и круговой поруки… Перечислять можно долго, я перечислил лишь самые основные пороки такой системы.
Это вонючее болото, в мутной водице которого военным и гражданским чиновникам всех рангов уютно было заниматься личным обогащением и придумывать схемы освоения бюджетных средств.
Военные действия, мобилизация, конфликт с Западом осушили это болото, и оказалось, что нужен зримый результат. А давать результат такая модель управления не заточена — её создавали исключительно под мирное время и вхождение в Запад! Любые действия/бездействия властного класса теперь под увеличительным стеклом и быстро сказываются на фронте и в тылу. Заниматься как прежде многие десятилетия показухой и очковтирательством с каждым месяцем становится всё сложнее. Поэтому из околовластных источников доносятся голоса о том, что всем блогерам, военкорам, всем, кто пишет о проблемах на фронте и в тылу нужно заткнуть рты и ввести желанную ими — выгодоприобретателями — военную цензуру, — и тогда систему управления можно ещё на какое-то время продержать в заморозке, чтобы с комфортом доесть бюджет.
Романовская модель управления не способна не то что коллективный Запад победить, а, как видим, демилитаризировать и денацифицировать Украину. И не столько потому, что саботажники и предатели окопались во власти, сколько потому, что она создавалась под другие задачи и цели, и во многом из мифических представлений правящего класса о возвращении якобы к идеальному посконно-традиционному положению России.
Чиновник этой модели управления — неважно гражданского или военного ведомства — исповедует идеологию словесного и бумажного «триумфаторства», — только не стремления к победе, а к её видимости. Ему приходится казаться, а не быть. Отсюда имитация побед с помощью «потёмкинских деревень» и показухи развития — в докладах и отчётах вышестоящему начальству. Главный его страх — расстроить командира/начальника. Кто служил в армии или общался с военными, тот знает печально известную много десятилетий поговорку: «инициатива инициирует инициатора» — то есть будь как все и не вздумай чем-то выделиться или что-то изменить. Это негласный закон, где каждый должен думать и действовать строго в очерченных рамках. От человека в такой системе требуется лишь одно — послушность, покорность и исполнительность. Калёным железом в сознание вбивается страх проявить инициативу и ошибиться/тактически проиграть, страх огорчить начальство и остановиться на карьерной лестнице, страх к любым нововведениям, способным изменить рамки привычной деятельности… Поэтому триумфаторство и исповедуется — «всё идёт по плану», «всё хорошо и будет ещё лучше» — при этом неважно, что в этот момент происходит в действительности на местах: на предприятии, на участке фронта, в учреждении или в любой другой сфере деятельности ответственного за такой отчёт чиновника. Триумф вранья, показухи и имитации «на бумаге» порождает тотальную безответственность и рано или поздно череду провалов и поражений «на земле».
Властному классу нужно научиться разговаривать с народом без вранья, признавать свои ошибки и проблемы системы, и не бояться меняться. Для выживания в новой реальности нужно научиться меняться! Тактика без стратегии рано или поздно приводит к поражению. С нами воюет коллективный Запад руками близких нам по менталитету людей, а русские/славянские народы известны своим умением воевать. Поэтому противника нельзя было недооценивать. И раз у нас столь серьёзный противник, то нужна стратегия, аналог Государственного комитета обороны и Госплана. Необходим один-единый Центр для военной и гражданской деятельности при непрерывном круглосуточном анализе ситуации на местах и оперативном принятии решений. Не победить такого противника хаотичными структурами, даже друг с другом плохо согласующимися. А видим мы именно такую ситуацию — проблему со связью между соединениями и подразделениями. Нет связи — нет управления. Это азы. Это основа основ. Связь и управление неразрывно связаны друг с другом точно так же, как разведка и ударные комплексы — это пальцы одного кулака. Если все пальцы сломаны, то каждый последующий удар будет всё слабее и болезненнее. Необходима системная модернизация армии, модели управления и общества. Менять придётся чуть более чем полностью всё! И, если не начать этим заниматься в ближайшие месяцы, то к 2024 году страна рискует повторить то, что случилось с романовской Россией. И, если Путин, цитируя Ильина, считая его великим мыслителем, искренне пытается возродить описанную им Россию, но без негативного влияния революций и потрясений 20-го века, то чиновники почитают себя новой аристократией и воспроизводят все вышеперечисленные недостатки своих романовских предшественников.
Убеждён, что краха России не произойдёт, хотя бы потому, что Путин по умственным и морально-волевым качествам не Николай Второй, а англосаксы в последние десятилетия сами стремительно деградировали даже по сравнению с одним поколением своих предков. Они в ближайшие месяцы и годы вынуждены будут тушить коллапс своей экономики.
Наш правящий класс (как я это понимаю) надеялся дождаться краха англосаксонской (читай глобальной) экономики, и на её обломках доплыть до берега. Ускоренно развёртывающиеся события последнего года с начала СВО показывают, что дождаться краха Запада нам никто не даст, англо-американцы хотят решить свои проблемы за наш счёт и продлить своё господство. Поэтому в модернизации государства и общества наша единственная возможность дотянуть до часа X, когда не мы, а они упадут первыми.
Не упасть первыми можно либо пассивно скрывая и подмораживая проблемы и недостатки системы, и тогда потери и издержки будут колоссальными, либо активно с помощью их модернизации. Прежние бы англосаксы помимо украинского фронта разожгли против нас ещё один-два очага хаоса по периметру государства. Так они делали в Крымскую войну, заставляя Российскую империю хаотично перебрасывать и размазывать на огромной территории людские и материальные силы и средства. Не просто не исключено, а высоковероятно, что помимо фронта на Украине они прямо сейчас готовят нам новые у западных границ, в Закавказье и Центральной Азии. Наша модель управления захлёбывается от одного украинского фронта, новые очаги хаоса у наших границ без модернизации она очевиднейшим образом не выдержит.
Готовиться нужно не к тому, что видно сегодня, а ко всем возможным сценариям завтра. Как без модернизации, стратегии, аналога ГКО, Госплана (планово-рыночной экономики) можно не упасть первыми — я ума не приложу. Надеяться на чудо, что всё само собой образуется в нашу пользу — опаснейшее заблуждение.
|