Индийский океан становится линией фронта в новой холодной войне, а Индия и Япония создают тесный союз, чтобы противостоять растущему присутствию Китая в морских коридорах, которые являются жизненно важными торговыми путями. Когда премьер-министр Индии Нарендра Моди прибудет в Токио в воскресенье на ежегодный саммит со своим японским коллегой Синдзо Абэ, ожидается, что они подпишут паспорт логистики, который позволит получить доступ к базам друг друга. В практическом плане это означает, что японские военно-морские суда смогут использовать индийские военно-морские базы на Андаманском и Никобарском островах для дозаправки и получения других услуг. Военно-морской флот Индии также получит доступ к японским объектам для обслуживания. Также индийская армия и японские наземные силы самообороны впервые проведут совместные учения в Вайренте (Vairengte) в северо-восточном индийском штате Мизорам в ноябре. Мизорам не граничит с Китаем, но недалеко от Аруначал-Прадеша, индийского штата на китайской границе, на большую часть которого претендует Китай, это была сцена короткой и ожесточенной войны между Индией и Китаем в 1962 году. В том районе также находится Индийская антиповстанческая армия (Indian Army’s Counter Insurgency) и Школа джунглей (Jungle Warfare School), где США и Великобритания также проводили совместные учения. Ракеты класса "земля-воздух" При Моди и Абэ оборонное сотрудничество между Индией и Японией стало интенсивнее, поскольку у них есть общий стратегический противник в лице Китая. Соглашение между командованием различных видов ВС по закупкам техники и вооружения, как называется этот пакт, назрело, поскольку китайские военные корабли и подводные лодки начинают появляться в Индийском океане. В то же время индийская государственная компания Bharat Electronics подписала соглашение с израильской компанией Aerospace Industries на сумму $777 млн на поставку ракетной системы дальнего радиуса действия "Барак-8" для семи судов индийского военно-морского флота. В регионе продолжается гонка вооружений. В августе в Индии впервые были запущены три баллистических ракеты К-15 "Сагарика", выпущенные компанией INS Arihant , ведущего судна атомных подводных лодок. Испытания проходили в 10 километрах от побережья Висакхапатнама, штаб-квартиры Восточного командования ВМС Индии. Эти ракеты ближнего действия могут нести полезную нагрузку в 1000 килограммов и весят почти 10 тонн. В рамках той же политики по противодействию Китаю Индия также развернула на территории китайской границы в Аруначале-Прадеше истребители Су-30, оснащенные российским оружием, шпионские беспилотные летательные аппараты и ракеты. Предполагается, что военное присутствие Китая в Индийском океане оправдано борьбой с пиратством у побережья Сомали, но в этом месяце в восточной части Индийского океана была обнаружена ударная подводная лодка с дизельным электроприводом, китайская модель типа 039А Юань класса SSK, в сопровождении спасательного судна подводных лодок, что весьма далеко от Сомали. Преследование пиратов? Это не первая китайская подводная лодка, входящая в чувствительный морской регион, да и вряд ли подводная лодка была бы очень полезной в погоне за пиратами. Индийский океан быстро становится одним из самых важных и оспариваемых морских районов мира. Более 60% мировых поставок нефти проходят через Индийский океан, в основном экспорт из Ближнего Востока в Китай, Тайвань, Японию и Южную Корею. До 70% всех контейнерных перевозок в и из индустриальных стран Азии, в том числе из Китая, также проходят по этому водному пути. Другими словами, неудивительно, что Китай хочет контролировать и, в случае необходимости, защищать эти жизненно важные линии снабжения. Это также стало причиной того, что в прошлом году Китай основал свою первую заморскую военную базу в Джибути у входа в Красное море. Не борьба с пиратами. Теперь, впервые с тех пор, как исследователь Чжэн Хэ использовал эти воды в 15 веке, Китай развивает морской флот и морской флот. Инициатива китайского президента Си Цзиньпина "Один Пояс, один Путь" добавила стратегическое измерение, которое влияет на баланс сил в Индийском океане. Хотя это официально мирный план по оказанию помощи соседям и другим людям в развитии своей инфраструктуры в целях содействия торговле, но схема в размере 1 триллиона долларов США может привести к китайской гегемонии в регионе Индийского океана и за ее пределами, и именно это побуждает Индию и Японию установить более близкие отношения в области обороны. Индия — не единственная держава в Индийском океане, которая обеспокоена долгосрочными намерениями Китая. На протяжении более 10 лет военно-морские силы США и Индии проводят совместные учения. Франция показывает свои зубы Но попытки сформировать альянс из четырех государств, неофициально называемый Квад, между Индией, Японией, Соединенными Штатами и Австралией, были не особенно успешными из-за нежелания Австралии присоединиться к альянсу, который мог бы восприниматься как антикитайский. Китай является крупнейшим торговым партнером Австралии, в то время как Япония занимает второе место, а США — третье. Но другая, часто недооцениваемая, сила в Индийском океане начала демонстрировать свои зубы. Франция фактически контролирует большую морскую территорию в этом регионе, чем любая другая страна. Ее исключительная экономическая зона включает в себя 2,6 миллиона квадратных километров на основе всех разбросанных островов в морском регионе, находящихся под контролем Франции, в том числе Реюньон, Майотта, Кергелен, Архипелаг Крозе и ряд островков вокруг Мадагаскара. 20 октября правительство Франции заявило, что отправляет авианосец Шарль де Голль в Индийский океан для защиты того, что, по ее словам, является "неотъемлемым правом свободы судоходства в международных водах". То, что Франция с осторожностью относится к растущему влиянию Китая в регионе, стало очевидным, когда в марте этого года президент Эммануэль Макрон и премьер Моди заключили оборонное соглашение, а Франция активизировала свое присутствие в Индийском океане и в южной части Тихого океана. Хотя представители французского флота заявили, что Китай не является целью, именно недавние изменения в балансе сил в Индийском океане являются причиной того, что Франция посылает войска в этот регион и держится за свои острова в нем. Еще в 2001 году Индия создала Андаманско-Никобарское командование, свое первое и единственное командование, объединяющее три военные службы, чтобы защищать стратегические интересы Индии в водах к востоку от субконтинента, а точнее, внимательно следить за деятельностью Китая в этом морском регионе. Новая холодная война Штаб-квартира в Порт-Блэре, столице объединенной территории Андаманских и Никобарских островов, координирует деятельность военно-морского флота, армии и военно-воздушных сил, а также береговой охраны в восточной части Индийского океана. И именно сюда планируют заходить японские корабли для обслуживания. Независимо от того, нравится это нам или нет, в Индийском океане зарождается новая "холодная война", в которой Индия и Япония являются близкими союзниками, Австралия с неохотой, но все же примыкает к ним, и Соединенные Штаты, которые сосредоточили свое внимание на потенциальных проблемных местах в других частях мира. В настоящее время Япония также начинает свой первый совместный военный технологический проект с Индией. Посол Токио в Нью-Дели Кенджи Хирамацу рассказал на брифинге о поездке Моди в Японию: "В области оборонных технологий мы будем сотрудничать в строительстве беспилотных машин и робототехники". Холодная война разогревается, и в Индийском океане будет разыграно основное противостояние. |