Оригинал статьи An Israeli Pivot to Eurasia? 29 ноября Израиль приостановил контакты с Европейским Союзом по мирному процессу на Ближнем Востоке. Этот шаг ознаменовал последний политические залп в продолжающейся ссоре между Израилем и ЕС по поводу новой политики Брюсселя маркировки продукции, экспортируемой с Голанских высот и с поселений на Западном берегу реки Иордан. Этот спор даже затмил одно из последних дипломатических достижений Иерусалима: в середине ноября Израиль вступил в зону свободной торговли с возглавляемым Москвой Евразийским экономическим союзом (ЕврАзЭС), блоком, состоящим из России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии. Расширение отношений между Израилем и ЕврАзЭС происходит в критический момент для Иерусалима. Россия в настоящее время уже два месяца проводит военную интервенцию в Сирии вблизи северной границы Израиля. Одновременно Казахстан и другие среднеазиатские республики для отношений с Ираном ищут лазейки, не слишком затронутые международными санкциями после соглашения по ИЯП. Через несколько дней после подписания соглашения ЕврАзЭС-Израиль Турция сбила российский самолет Су-24 на турецко-сирийской границе. Москва ответила пакетом санкций в отношении Анкары и поставила Израиль в список потенциальных заменителей для компенсации турецкого экспорта, затронутого санкциями. Таким образом, для России вступление Израиля в зону свободной торговли с Евразийского союза весьма своевременно. Российско-израильские связи достаточно сильны сегодня, что составляет разительный контраст с неприятным соперничеством времен холодной войны. Обе страны могут похвастаться здоровыми торговыми взаимоотношениями, а также удивительно прочными политическими связями — Израиль дистанцировался от своих западных союзников и воздержался при голосовании по резолюции ООН, которая поддерживала территориальную целостность Украины. В то время, как Москва поддерживает тесные отношения с Ираном и Сирией, Израиль намеренно смотрит в другую сторону, при условии, что действия России на Ближнем Востоке не угрожают безопасности Израиля. Для этого Россия и Израиль создали координационный механизм, чтобы предотвратить столкновения в Сирии. В период после атаки на Су-24 Иерусалим счел необходимым подчеркнуть свою отличающуюся от турецкой линию поведения с Россией на фоне последних действий Турции. В этом контексте отношения Израиля с ведущей державой Евразийского союза имеют смысл. Связи Израиля с вторым по величине членом ЕврАзЭС также заслуживают более широкого рассмотрения. На первый взгляд положительные отношения между Израилем и Казахстаном могут казаться странными. В конце концов, большинство стран с преимущественно мусульманским населением не признает израильскую государственность. Более глубокий анализ показывает, что есть устойчивое основание для израильско-казахстанских отношений, тем более, что Иерусалим испытывает разочарование в связи с взглядами в Брюсселе на палестинский вопрос. В отличие от ЕС Казахстан проявляет довольно пассивный подход к израильско-палестинскому спору. Официальная позиция правительства придерживается стандартной двойственной формы отношений, поддерживаемой большинством стран, при которой казахский МИД одновременно учитывает и израильскую безопасность и палестинское самоопределение. Однако политика Казахстана придерживается умеренной риторики. Астана избегает той дипломатической активности, которая свойственна для американской или европейской вовлеченности в отношения с/между израильтянами и палестинцами. Это мало чем отличается от израильской политики Китая. Пекин поддерживает положительные торговые отношения с Израилем и даже сотрудничает с Иерусалимом в оборонных проектах. Это сотрудничество идет параллельно с официальным китайским признанием независимого (хотя бы теоретически) государства Палестины и довольно лишенным воображения “планом мирного урегулирования из четырех пунктов”. Среднеазиатские республики обрели независимость примерно в то время, когда религиозные фундаменталистские группы, такие как ХАМАС и Исламский джихад, начали заменять собой светскую националистическую Организацию освобождения Палестины в качестве основного противника Израиля. Все бывшие советские страны Средней Азии, в основном, имеют преимущественно мусульманское население, однако их правительства вылеплены как строго светские режимы (иногда даже подавляющие мирную практику ислама). Казахстан и его соседи могут смотреть на радикальные палестинские группы и видеть в них свои собственные внутренние исламистские угрозы (реальные и преувеличенные), например, Исламское Движение Узбекистана и Хизб-ут-Тахрир. Из этого следует, что Израиль обладает очень и очень безопасными отношениями с Казахстаном. Более чем два десятилетия казахской государственности израильские подрядчики продолжают помогать Астане модернизировать военный инвентарь советской поры. Израильские фирмы, такие, как Rafael, Israel Military Industries, Israel Aerospace Industries и Elbit Systems, присутствуют в казахском оборонном секторе, поставляя все — от БПЛА до оборудования связи. В январе 2014 года Израиль и Казахстан подписали военное соглашение о сотрудничестве, обеспечив официальное основание для продолжающихся продаж вооружений, а также для будущих технологических разработок и совместных учений. Иерусалим и Астана сотрудничают и в других важных областях за пределами военных обменов. Казахстан поставляет Израилю более четверти от необходимых ему объемов нефти. Израиль помогает Казахстану в развитии гражданских технологий в таких областях, как сельское хозяйство, здравоохранение и управление водными ресурсами. Помимо этого практического сотрудничества Израиль также извлекает выгоду, провозглашая мусульманский народ своим другом, — редкое удовольствие для Иерусалима. Однако у израильско-казахстанского сотрудничества есть пределы. Самым заметным пунктом расхождения между Астаной и Иерусалимом является Иран. Правительство Казахстана последовательно сопротивляется требованиям и Ирана и Израиля занять определенную сторону в их многолетних спорах. В отличие от Израиля Казахстан приветствовал ядерную сделку между Ираном и "шестеркой", высоко ценит свои отношения с Ираном и воспринимает Тегеран как естественного партнера по целому ряду проектов. В области экспорта природного газа в Европу Иран мог бы предоставить среднеазиатским республикам альтернативный путь вместо управляемых русскими трубопроводов и все еще спорного Транскаспийского маршрута. Астана уже сотрудничает с Тегераном в других инфраструктурных проектах. В декабре 2014 года Казахстан, Туркмения и Иран открыли новую железнодорожную линию, которая к 2020 году сможет перевозить 20 миллионов тонн в трехсторонней торговле (по сравнению с 3 миллионами тонн в 2014-м). Помимо названных препятствий для израильского сотрудничества с членами ЕврАзЭС есть и материальный потолок для потенциально выгоды от этих отношений. Существующая торговля Израиля с ЕврАзЭС составляет только 7.96 % от его общего экспорта (прежде всего экспорт в Россию). Эти связи значительно перекрываются торговлей с Европейским союзом, рынком в 508 миллионов потребителей, которые покупают более чем 25 % ($14 миллиардов) ежегодного экспорта Израиля. Меньше чем 2% экспорта в ЕС касаются урегулирования проблемы Западного берега реки Иордан. Зона свободной торговли с ЕврАзЭС — конечно, победа для Израиля и вероятно увеличит коммерческие обмены с этим экономическим блоком. Однако для Иерусалима это соглашение может, в итоге, проявить скорее символическую политическую стоимость, чем практическую полезность. Учитывая обширные связи в Европе, Израиль может, в конце концов, оказаться вынужденным загладить свои разногласия с Брюсселем. Перевод специально для сайта "Война и Мир" |