Оригинал статьи: The Greek Coup: Liquidity as a Weapon of Coercion Автор: Эллен Браун "Мой отец сделал ему предложение, от которого невозможно было отказаться. Лука Брази приставил пистолет к его голове, а мой отец заявил ему - либо его мозги, либо его подпись под контрактом ". - "Крестный отец" (The Godfather) (1972) В современной глобальной банковской системе все банки нуждаются в кредитной линии центрального банка, чтобы оставаться частью платежной системы. Перекрытие этой кредитной линии стало формой шантажа греческого правительства, от которой практически невозможно отказаться. Бывший греческий министр финансов Янис Варуфакис сейчас обвиняется в государственной измене за изучение возможности создания альтернативной платежной системы в случае выхода Греции из евро. Ирония всего этого была подчеркнута Раулем Иларги Мейером, который высказал 27 июля свое мнение в блоге: "То, что такая возможность была учтена, не означает, что левая радикальная коалиция планировала государственный переворот. ...Если вы хотите обнаружить переворот, посмотрите, а не Тройка (*) ли боролась за контроль над греческими национальными финансами. Это и есть переворот, если вы его когда-либо наблюдали. Пусть независимая комиссия разберется в том, как вообще возможно то, что шайка неизбираемых никем воротил получает полный контроль над всей финансовой структурой демократически избранного правительства государства Еврозоны. Давайте внимательно рассмотрим правовые аспекты происходящего." Так как произошел переворот? Казалось бы, ответ однозначен — путем вымогательства. Европейский Центральный Банк пригрозил отключить снабжение ликвидностью все банки, даже те, которые способны выполнять свои финансовые обязательства и поддерживать изо дня в день учетные остатки. Эта угроза была осуществлена как раз в преддверии греческого референдума, когда ЕЦБ отключил кран ликвидности и греческие банки были вынуждены закрыть свои двери. Предприятия остались без поставок, а пенсионеры – без пищи. Какими были оправдания подобного преступного деяния? Вот вымученные попытки разъяснений президентом ЕЦБ Марио Драги на пресс конференции 16 июля: "Существует статья (Маастрихтского Договора), которая говорит, что ЕЦБ несет ответственность за эффективное функционирование платежной системы. Это должно выполняться. ...распределением банкнот и денег. А не с предоставлением ликвидности, которое на самом деле регулируется другим положением, в статье 18.1 в ЕЦБ Статута: "Для того, чтобы достичь целей ЕСЦБ (Европейская система центральных банков), ЕЦБ и национальные центральные банки могут проводить кредитные операции с кредитными институтами и другими участниками рынка, с кредитованием на основе адекватного залога". Это положение Договора. Но наши операции не следовали правилам денежных операций, а соответствовали ELA (экстренная помощь ликвидности) операциям, а они регулируются отдельным соглашением, которое имеет явную предпосылку на необходимость наличия достаточного обеспечения. Так что, в конце концов, предоставление ликвидности никогда не было безусловным и неограниченным". В сообщении от 23 июля в Naked Capitalism (Голый Капитализм), Натан Taнкус называет это "действительно шокирующим заявлением." Почему? Потому что все банки полагаются на свои центральные банки для урегулирования платежей с другими банками. Taнкус говорит: "Если бесперебойное функционирование платежной системы определяется как способность депозитарных учреждений проводить платежи, то центральный банк должен убедиться, что расчетные остатки доступны по какой-то цене". Как работает система платежей Роль Центрального Банка в платежной системе объясняется Банком международных расчетов таким образом: "Одной из главных функций центральных банков должно быть сохранение общественного доверия к деньгам, и это доверие в решающей степени зависит от способности экономических агентов передавать деньги и финансовые инструменты плавно и безопасно через системы платежей и расчетов. ... Центральные банки обеспечивают безопасность расчетных активов и в большинстве случаев они оперируют системами, которые позволяют осуществлять передачи этих расчетных активов". До 1971 года международным "расчетным активом" было золото. Позднее стали "электронные расчетные балансы" или "резервы", которые поддерживаются Центральным Банком. Сегодня, когда деньги путешествует по выписке чека банком А банку Б, Центральный Банк решает передачу просто путем корректировки соответствующих резервных балансов банков, вычитая от одного и добавляя другому. Платежи продолжают летать туда и обратно в течение всего дня. Если резервный счет банка в конце дня имеет отрицательное значение, то Центральный Банк определяет его в качестве автоматического овердрафта (перерасход) на резервном счету банка, эффективно кредитуя банк деньгами в виде электронной "ликвидности" до тех пор, пока овердрафт не будет погашен. Банк может вылечить дефицит за счет привлечения новых вкладов или за счет заимствования из другого банка с избыточными резервами, если в системе не хватает резервов. Центральный Банк всегда поддерживает ликвидность в системе. Наиболее драматическое осуществление этой функции ликвидности было замечено после банковского кризиса 2008 года, когда кредиты были заморожены, и банки в основном перестали кредитовать друг друга. Тогда вмешалась Федеральная Резервная Система США и ссудила более 16 триллионов долларов финансовым учреждениям через TAF (фонд срочных активов), TALF (срочная кредитная линия займа ценных бумаг) по ставке, близкой к нулю. Токсичные негодные активы были преобразованы в "хорошие залоги", так что банки смогли оставаться платежеспособными и держать свои двери открытыми. Ликвидность как инструмент принуждения Это то, как ФРС видит свою роль, но, очевидно, ЕЦБ имеет другие идеи по поводу этого инструмента ликвидности. "Доступ к операциям денежно-кредитной политики" банков всех стран рассматривается ЕЦБ как не обязательный и выполняется по усмотрению Центрального банка. Условие такого доступа, если облигации страны находятся "ниже инвестиционного уровня", – страна должна быть включена в рамки программы МВФ, что означает, что она должна подвергать себя принудительным мерам жесткой экономии. По словам вице-президента ЕЦБ Констанцио на той же пресс-конференции: "Когда страна имеет рейтинг, который находится ниже инвестиционного уровня, являющегося минимальным, тогда для получения доступа к операциям денежно-кредитной политики, необходимо временно отступление от правил. И это отступление предоставляется, если есть два условия. Первое условие, что страна должна быть в рамках программы ЕС и МВФ; во-вторых, мы должны убедиться, что происходит действительное соблюдение такой программы". (выделено Э.Браун) Ликвидность обеспечивается только на объем "адекватного залога", обычно государственных облигаций. Но являются ли "адекватными" облигации, определяется вовсе не их рыночной ценой. На самом деле, здесь требуются политические уступки. Правительство должно продавать государственные активы, сокращать государственные услуги, увольнять государственных служащих и менять налоговую политику, чтобы быть под надзором никем не избираемых бюрократов, которые могут диктовать каждый пункт и строку исполнения национального бюджета. Taнкус отмечает: "У Европы теперь есть система, где ликвидность и проблемы банкротства могут произойти и могут быть сознательно произведены (по крайней мере, частично) центральным банком. Тогда Тройка может насильно вовлечь в “программу МВФ” эту страну, если последняя желает удерживать функционирующую банковскую систему. Альтернативно, центральный банк может просто, “приостанавливать конвертируемость” к расчетной единице [т.е. прерывать снабжение Евро] и принудить к списанию депозитов [переоценки и bail-in], пока банки снова не станут платежеспособны". Скинутые в обрыв финансовой мафией Были ли, как полагает Taнкус, в случае с Грецией преднамеренно созданы проблемы с ликвидностью и несостоятельностью? Сначала была схема деривативов, проданная Греции Goldman Sachs в 2001 году, которая почти удвоила национальный долг к 2005-му. Затем разразился спровоцированный банками кредитный кризис 2008 года, когда ЕЦБ принудил Грецию спасти ее неплатежеспособные частные банки, отбросив саму страну на грань банкротства. Вслед за этим, в конце 2009 года, агентом Евростата преднамеренно завышается долг Греции (его позже за это отдали под криминальный суд), что вызвало первую операцию по спасению от банкротства и сопровождающие ее меры жесткой экономии. Премьер-министр Греции был позже заменен на технократа, бывшего шефа Банка Греции, а позднее вице-президента ЕЦБ, который отказался от реструктуризации долга и вместо этого руководил второй крупной операцией спасения и мерами дальнейшей жесткой экономии. По оценкам, 90% выделенных для этого спасения денег вернулись обратно в казну банков. В декабре 2014 года, Голдман Сакс предупредил греческий парламент, что ее центральный банк может быть отрезан от ликвидности, если будет избрана левая радикальная коалиция (Syriza). Когда она в январе победила на выборах, ЕЦБ проделал угрожающие действия, сократив банковскую ликвидность до минимума. Когда премьер-министр Ципрас в июле провел всеобщий референдум, на котором избиратели отвергли навязываемую им жестокую экономию, ЕЦБ закрыл банки. Греческое правительство, таким образом, поставили на колени в стиле мафии, пока оно не было вынуждено отказаться от своего суверенитета и не выставить на торги по частям свои национальные сокровища. Прозорливые умы могли бы сделать вывод, что это был план разработанный с самого начала, чтобы выбросить ценные активы Греции на аукцион враждебного поглощения и вывода активов в пользу тех богатых учреждений, имеющих возможность покупать их, включая те же самые банки, хедж-фонды и спекулянтов, способствовавших увеличению греческого долга и разрушению экономики. Нет суверенитета без контроля за валютой и кредитами В записанной телеконференции, за которую Яниса Варуфакиса теперь обвиняют в государственной измене, он разъяснил ловушку для стран еврозоны. Кажется, нет практически никакой правовой основы вырваться из еврозоны и господства Тройки. Правительство не имеет доступа к важным файлам данных своих собственных банков, подконтрольных ЕЦБ. Варуфакис сказал, что это должно тревожить каждое правительство ЕС. Как заявил премьер-министр Канады Уильям Лайон Маккензи Кинг, предупреждая еще в 1935 году: "После того, как нация расстанется с контролем над своей валютой и кредитами, перестанет иметь значение, кто принимает законы страны. Ростовщичество, как только возьмет контроль, разрушит любое государство". Любому государству, чтобы восстановить управление своей валютой и кредитом, нужен центральный банк с мандатом отвечать интересам страны. Банковское дело должно быть коммунальным предприятием, служа экономике и людям. (*) Тройка – имеется ввиду триумвират Европейской комиссии (ЕК), Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ). |