Уоррен Стробел ВАШИНГТОН (Рейтер) - Через 40 лет после того, как эмбарго арабских стран на поставки нефти потрясло американскую экономику, стремительный рост добычи в США позволил стране приблизиться к долгожданной энергетической независимости и пересмотреть свои цели и роль на Ближнем Востоке. 17 октября 1973 года ОПЕК объявила эмбарго на продажу нефти США и любой другой стране, поддерживающей Израиль в "войне Судного дня". Такое использование нефти в качестве дипломатического оружия вызвало у США желание дистанцироваться от Ближнего Востока и его проблем. Но это вряд ли произойдет в ближайшее время, считают бывшие и нынешние американские политики. У Вашингтона слишком много интересов в регионе: от поддержки союзников, например Израиля, до борьбы с исламскими боевиками. Однако США теперь меньше зависят от ближневосточной нефти и, по словам бывших и нынешних политиков, вряд ли в будущем захотят усиливать военное присутствие в регионе. Кроме этого, стране придется искать пути сотрудничества на Ближнем Востоке с голодным до нефти Китаем, а отношения с Саудовской Аравией, длительное время основанные на поставках нефти, ухудшились из-за разногласий по поводу Ирана, Сирии и Египта и могут стать еще более напряженными. В течение многих десятилетий после объявленного ОПЕК эмбарго, на Ближнем Востоке или в отношении ближневосточных кризисов было невозможно планировать что-либо без учета аспектов нефтяного рынка, сказал Генри Киссинджер, занимавший пост госсекретаря США во время нефтяного кризиса 1973 года. "Но сейчас ситуация резко меняется в связи с, нельзя сказать самодостаточностью, но сокращением разницы между спросом и предложением в Северной Америке, что имеет огромные стратегические последствия", - сказал Киссинджер на конференции, организованной группой "Обеспечим Америке энергетическое будущее". За счет роста добычи нефти и газа с использованием технологии гидроразрыва пласта, или фрекинга, США с каждым месяцем все меньше зависят от поставок энергоносителей с Ближнего Востока. По мнению нескольких аналитиков, страна может начать полностью обеспечивать себя энергоносителями к 2020 году, и уже началось обсуждение возможности снятия фактического запрета на экспорт нефти. Усиление роли США как энергетической державы сопровождается изменениями во внешней политике. В прошлом году, например, США и их европейские союзники объявили частичный бойкот иранской нефти, чтобы заставить Иран вернуться к обсуждению его ядерной программы. Санкции против Ирана вызвали сокращение поставок нефти на мировой рынок примерно на 1 миллион баррелей в сутки, однако это не привело к росту цен вопреки многочисленным предсказаниям. Рост добычи нефти в США и других странах "очень помогли нам в переговорах" с потенциальными партнерами, признался высокопоставленный чиновник Госдепартамента. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХДЕРЖАВА Не желая вновь вступать в войну после многолетних дорогостоящих конфликтов в Ираке и Афганистане, США с осторожностью вмешиваются в новые конфликты, например в Сирии или богатой нефтью Ливии во время гражданской войны 2011 года. Производство нефти в США помогло сдержать рост цен, вызванный перебоями в поставках из Ливии, и снизить давление на США с требованием вмешаться в конфликт, говорят чиновники и аналитики. По словам адмирала в отставке Денниса Блейра, бывшего директора Национальной разведки, рост добычи в США позволяет стране перебросить часть военного контингента с Ближнего Востока "за горизонт", где эти силы можно будет применить в кризисной ситуации. Не вдаваясь в подробности, Блейр сказал, что это станет возвращением к традиционной оборонной доктрине США, существовавшей до расширения военного присутствия в регионе, начавшегося с крупной операции по сопровождению нефтяных танкеров в Персидском заливе в 1980-е годы и продолжившегося в ходе двух войн с Ираком. Американские политики все чаще подчеркивают как публично, так и в частных беседах, что США не планируют уход с Ближнего Востока или переход к изоляционизму. "Сокращение импорта энергоносителей не означает, что США могут или должны отделить себя от Ближнего Востока или остального мира", - сказал в апреле бывший тогда советником Белого дома по национальной безопасности Том Донилон. "У нас есть ряд постоянных интересов национальной безопасности в регионе", - сказал Донилон, приведя в качестве примера безопасность Израиля, борьбу с терроризмом и "исторически стабилизирующую роль в защите союзников и партнеров в регионе". США - единственная страна, которой удалось усадить Израиль и Палестину за стол переговоров; кроме того, США предоставляют гарантии безопасности Саудовской Аравии и другим странам Персидского залива. При этом Америка продолжает испытывать влияние мирового рынка нефти и мировых цен, так как Саудовская Аравия остается важнейшим производителем, имеющим потенциал повышения добычи в случае неожиданных проблем снабжения. В февральском докладе Citigroup говорится, что странам Персидского залива по-прежнему будут нужны американские гарантии безопасности, особенно после революций в ходе "арабской весны". Банк предупредил о возможности новых осложнений между США и недемократическими правительствами Ближнего Востока и других регионов в связи с изменением баланса на энергетическом рынке. К концу десятилетия Соединенные Штаты "могут освободиться от оков, заключающихся в принесении в жертву политики, основанной на общечеловеческих ценностях и направленной на защиту прав человека и создание демократических институтов, из-за необходимости сотрудничества с богатыми ресурсами деспотичными режимами", говорится в докладе Citigroup. Вашингтон и Эр-Рияд, будучи союзниками на протяжении десятилетий, отмечают расхождение интересов по таким ключевым вопросам как способы поддержки повстанцев в Сирии, активизация дипломатических усилий США в отношении Ирана и военный переворот в Египте. НЕУДОБНЫЙ ДУЭТ С КИТАЕМ В ближайшие годы США, вероятно, придется вступить в неудобный, или даже напряженный, геополитический союз с Китаем на Ближнем Востоке, который станет проверкой готовности Америки разделять ответственность и влияние. Китай наращивает импорт нефти и, по мнению аналитической фирмы Wood Mackenzie, станет вместо США крупнейшим в мире импортером топлива в 2017 году. В конце концов США, возможно, придется обеспечивать безопасность поставок энергоносителей в Китай путем патрулирования Ормузского пролива. Дело в том, что Вашингтон заинтересован в удовлетворении энергетических потребностей Китая, но не хочет терять статус наиболее влиятельного иностранного государства на Ближнем Востоке, считают аналитики энергетического рынка. У американских политиков, похоже, смешанные чувства по этому поводу, и они надеются, что Китай разделит с США бремя поддержания безопасности. "Мы не хотим, чтобы Китай за нас патрулировал морские пути", - сказал Майкл Ливай, директор Программы по энергетической безопасности и изменению климата Совета по международным отношениям. Возникают и другие вопросы: потребует ли Вашингтон от Пекина уступок в обмен на помощь? Сменит ли Китай США в качестве основного гаранта статус-кво на Ближнем Востоке? "Здесь есть набор меняющихся геополитических уравнений, которые становятся очень интересными, - сказал чиновник Госдепартамента на условиях анонимности. - Всякий раз, когда я приезжаю в Китай, мне чаще всего задают следующий вопрос: "Собираются ли США и дальше стараться поддержать мир и стабильность на Ближнем Востоке и транспортных путях?". |