Марксизм часто выступает как прикрытие для совершенно иных течений, которые на самом деле являются национально-социалистическими. Причем такой "имитационный" марксизм наиболее распространен в обществах патриархальных. Так, якобы марксистский большевизм победил в крестьянской России. А партии, изначально выступающие как марксистские, продолжают удерживать власть именно в аграрных странах– Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе
Руководство Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) пересмотрело конституцию страны. Теперь в ней нет положения о строительстве коммунизма. А еще раньше, в 1992 году из основного закона были выкинуты все упоминания о марксизме-ленинизме. Собственно говоря, и до этого все ссылки на учение Маркса и Ленина были скорее формальными. КНДР не хотела злить идеократический СССР, хотя и вела себя довольно независимо в отношении Москвы. Ну, а после распада Союза нужда в марксистской фразеологии полностью исчезла. Настоящей идеологией Северной Кореи с 1955 года является т. н. "чучхе". Термин этот весьма специфический и очень труден для понимания. Дается несколько его трактовок – "самобытность", "основная часть", "опора на собственные силы", "вещь с точки зрения субъекта", "человек как хозяин себя и окружающего мира". Здесь смешаны элементы религии, традиционализма и социализма. А в центр всего поставлен субъект, решительно преодолевающий окружающую реальность. Причем, речь идет скорее о коллективном субъекте, который воплощается в народе, в нации. По сути, чучхе – это национализм, но только крайне левый и радикально-социалистический. Вот краткая характеристика этого любопытного учения: "Субъектом общественного движения выступают народные массы.Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима. В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения. Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран. Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость. Революция – это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции. Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности партии и вождю". (А. Александров. "Идеи чучхе") . Как видим, здесь совсем мало общего с марксизмом. Вообще, сам марксизм очень часто выступает как прикрытие для совершенно иных течений, которые на самом деле являются национально-социалистическими. Причем, что характерно, такой вот "имитационный" марксизм наиболее распространен в обществах традиционных и патриархальных. Так, якобы марксистский большевизм победил в крестьянской России. А партии, изначально выступающие как марксистские, продолжают удерживать власть именно в аграрных странах – Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе. При этом реальной идеологией тамошних режимов является национализм. Очевидно, что политологам, социологам и философам еще предстоит поломать голову над этим феноменом. Судя по всему, марксизм привлекал революционеров крестьянских стран своей железной, схематизированной логикой, убедительно вычерчивающей линию развитию – из "сегодняшней" отсталости в "завтрашнее" величие. По сути, он использовался как некая форма, которую можно залить необходимым содержанием. Есть у северо-корейского национального социализма и еще одна, очень важная специфика. Если на Кубе главенствуют государственные структуры, а в Китае – партийные, то в КНДР господствует армия – во главе с "вождем" Ким Чен Иром, сыном основателя чучхе – Ким Ир Сена. По новой конституции, "верховным лидером" КНДР является председатель Национальной оборонной комиссии, который является главнокомандующим всех войск и "руководит всей страной". Это логически вытекает из учения чучхе, требующего всеобщего вооружения всей нации. Кстати, севернокорейский милитаризм заставляет вспомнить традиционные общества средневековья, где господствующие позиции занимала военная знать, предводительствуемая монархом. А если вспомнить, что после смерти основателя КНДР Ким Ир Сена власть перешла к его сыну, то аналогия становится совсем уж очевидной. К слову, передача власти по родственному принципу характерна и для Кубы, где ныне правит брат Фиделя Кастро – Рауль. А что же экономика? Тут тоже много любопытного и не соответствующего распространенному взгляду на КНДР. Считается, что северно-корейская экономика представляет собой сугубо централизованную, командно-административную экономику "казарменно-коммунистического" типа. Длительное время так оно и было. Но в 2002 году в стране началась масштабная реформа, призванная преодолеть затянувшийся экономический кризис. Так, в целях подъема сельского хозяйства были отпущены цены на продукцию, произведенную в аграрном секторе. Более того, в КНДР было принято решение отказаться от коллективных хозяйств, заменив их хозяйствами семейными. И это уже очень большой шаг в сторону от "коммунизма". Отдельный вопрос – автаркия. КНДР провозглашает необходимость опоры на собственные силы, стараясь – где это только возможно, сохранить независимость от других стран. И, что показательно, у нее это получается. А ведь это маленькая страна, не имеющая каких-то особых богатств. Можно только представить себе – каких успехов достигла бы наша Великая Россия, если бы мы сосредоточились на внутреннем развитии, используя для этого наши гигантские богатства. Конечно, казарменного социализма нам не надо, но мы-то ведь вполне спокойно можем обойтись без него – с нашими-то ресурсами! Тем не менее, в КНДР наблюдается и некоторые подвижки в области внешнеэкономической. Нынешнее руководство стремится сделать экономику страны более открытой. "После окруженной завесой секретности поездки лидера КНДР Ким Чен Ира в Китай власти КНДР, похоже, приступили к созданию совместных предприятий, которые будут действовать в условиях мирового рынка, – пишет О. Кирьянов. – Один из таких комплексов в районе северокорейского города Кэсон, созданный по принципу "капитал и технологии Южной Кореи плюс земля и трудовая сила КНДР" был продемонстрирован иностранным журналистам… Признаки все большего разворота общей линии северокорейского руководства в сторону логики рынка находит отражение и в кадровой политике КНДР. Так, совсем недавно после двух лет внезапной опалы и полного забвения на северокорейском политическом небосклоне неожиданно появилась фигура Чан Сон Тхэка, женатого на Ким Ген Хи – младшей сестре лидера КНДР. В свое время по личному указанию Ким Чен Ира, Чан Сон Тхэк занимался изучением капиталистического пути развития экономики в ходе визита в Южную Корею в 2002 году, а также опыта китайских экономических реформ… Все это дало повод южнокорейским аналитикам утверждать: Ким Чен Ир в конце концов постепенно разворачиваемого КНДР в сторону экономических преобразований, на проведение которых его уже давно и настойчиво подталкивают "китайские товарищи". Насколько далеко зайдет КНДР по пути реформирования – покажет время. Но одно ясно, что прежней страна уже не будет. Да это и невозможно. Александр Елисеев, 9 октября 2009 г.
|