Автор: Jim Hoagland, перевод: Валерий Сардушкин
Следующие шесть месяцев Европу будет пасти костлявый деловой швед по имени Карл Бильдт. Его страна будет председательствовать на предстоящем в этом полугодии каскаде саммитов Европейского Союза, процедурных дебатов и других трепологий. Как министру иностранных дел Швеции, Бильдту придется доводить все это дело до ума – задача, которую можно сравнить с выпасом стада – даже не кошек, а скорее угрей.
Ну, он сам на это напросился, разве не так? Когда он был премьер-министром Швеции в 90-х годах, этот консервативный политик непреклонно пересмотрел социалистическую экономическую политику и нейтральную ориентацию своей страны и загнал ее в Европейский Союз. Теперь Швеции нет ходу ни туда, ни сюда, и приходится подбирать осколки углубляющегося европейского экономического кризиса, парализованных национальных правительств и конституционного тупика.
Но именно характеристика Бильдтом стратегических последствий перемены климата неотрывно приковала мое внимание, когда он выступал здесь перед советом Соединенные Штаты – Италия. Быстрое таяние арктического ледового покрова на Северном полюсе принесет с собой "новые, революционные возможности транспортного сообщения между Атлантическим и Тихим океанами", сказал он собравшимся и затем развернул передо мной эту идею в интервью.
Бильдт не один изучает геополитические последствия перемены климата на макушке земного шара и в других местах. Американский и российский военные флоты тоже пристально исследуют, как предсказанное исчезновение полярных "вечных льдов" через десять-двадцать лет отразится на их стратегии и морской практике и, возможно, повлияет на отношения, которые по-прежнему характеризуются соперничеством и недоверием крупных держав.
Президент Обама надеется смягчить это недоверие в Москве на этой неделе. Если сотрудничество по вопросам перемены климата станет приоритетной темой данной и будущих встреч лидеров двух стран, это окажется крупным шагом вперед. Никто до сих пор не принимал достаточно серьезно те риски, которые глобальное потепление, выбросы углекислого газа, загрязнение и другие угрозы окружающей среде все больше представляют для стабильности во всем мире.
Не одни ученые в этом отношении впереди политиков. То же самое относится и к военному истеблишменту, осознающему, что и "военные предприятия" тоже изменятся по мере подъема уровня океанов, расширения пустынь и смещения топографии.
Россия, например, постепенно утратит один из своих стратегических активов, если многие ученые, занимающиеся вопросами окружающей среды, правы, и арктический ледовый покров полностью растает за следующие полстолетия. Российские подводные лодки регулярно прячутся под толстым ледовым покровом Северного Ледовитого океана, чтобы не быть замеченными американцами. Затем они устраивают внезапные всплытия, чтобы застать американцев врасплох и практиковаться в запуске ядерных ракет, которые несут. Обаме следует спросить своего нового лучшего друга Дмитрия Медведева, стоит ли украдкой продолжать пользоваться этим окном Армагеддона, которое все равно уже закрывается.
Военно-морской флот США учредил в этом году собственную оперативную группу по перемене климата, чтобы начертить "дорожную карту" адаптации боевой структуры и операций к грядущему созданию новых морских путей в Северном Ледовитом океане и другим переменам в окружающей среде. Вполне можно представить, говорят ученые и дипломаты, что американские и другие военные корабли уже в 2013 году смогут впервые пройти через Северный полюс, потому что к этому году новые проходы во льдах откроются летом на целых четыре недели.
"Мы рассматриваем Арктику как регион-первопроходец в вопросах перемены климата",- сказал участвующий в этом чиновник Пентагона. "Мы намереваемся применять то, что разработаем с помощью этой оперативной группы, более широко ко всем видам вооруженных сил, по мере того, как климат станет одной из движущих сил оборонной политики".
"В долгосрочном плане открытие арктических путей станет плохой новостью для пиратов в Индийском и Тихом океанах",- сказал мне Бильдт, ссылаясь на исследования, предсказывающие, что время, которое американские и европейские военные спасательные миссии (а также торговые суда) затрачивают на путь в эти районы, сможет быть сокращено на треть или наполовину после открытия полярных морских путей.
"Но конечно, это также плохая новость для людей, живущих на Мальдивских островах" и в других районах, которым угрожает подтопление поднимающимися океанами, продолжил он. "Мы вступаем в новую эпоху мотивированной климатическими изменениями дипломатии".
Северный Ледовитый океан – это замерзшее море, окруженное пятью прибрежными государствами: Соединенными Штатами, Россией, Канадой, Норвегией и Данией (представляющей Гренландию). Коммерческое и военное использование региона обострит соперничество, связанное с установлением морских территориальных границ, особенно между США и Канадой.
Улучшение отношений с Россией поможет решить проблему, но не во всем. Обаме следует также активно побуждать Конгресс ратифицировать давно забытый Договор о морском законодательстве. Время и прилив глобального потепления не станут дожидаться никакого президента. |