Версия для печати |
Сейчас Россия важнее для Турции, чем раньше |
13.02.09 14:44 |
В России |
|
Визит президента Турции Абдуллы Гюля в РФ символизирует, прежде всего, «искренное желание нынешнего руководства Турции улучшить отношения между двумя странами». Так прокомментировал «Росбалту» это событие американский политолог Чед Нейгл, в настоящее время работающий в Стамбуле.
«Что касается экономики, не секрет, что турки очень хотят, чтобы отношения были ближе и теплее, — отметил он. — В сфере энергетики российские энергокомпании «Атомстройэкспорт» и «Интер РАО» руководят консорциумом, который предлагает построить ядерную станцию в Турции для обеспечения страны электричеством. Проблема в том, что этот консорциум — единственный участник тендера (при нынешнем глобальном кризисе интерес к участию в нем был очень низкий). Значит, российско-турецкий консорциум (турецкая компания «Парк Текник» — младший партнер) практически победил до начала. Однако сейчас переговоры идут о цене электричества, и можно со всей определенностью утверждать, что в связи с этим Гюль будет вести себя в Москве очень дипломатично».
В политической сфере, добавил эксперт, российско-турецкие «отношения сложнее, но только чуть-чуть». «Прежде всего, проблема касается Кавказа, — пояснил Чед Нейгл. — 16-17 лет назад можно было говорить о «пантюркизме», особенно на Кавказе и в Средней Азии. Сегодня эта идеология более мифическая, даже чем была тогда».
Азербайджанцам не нравится улучшение отношений между Анкарой и Ереваном, достигаемое при правлении партии АКП (Партия справедливости и развития), отметил эксперт. «В 1992 году мы еще могли говорить о «пантюркизме», потому что Турция закрыла границу с Арменией и порвала дипломатические отношения с Ереваном, чтобы показать солидарность с азербайджанцами в карабахской войне, — считает Чед Нейгл. — Сегодня можно говорить о том, что эти решения были ошибочными. Тогда националистическое правительство в Баку смотрело на запад и кричало: «Наши тюркские братья! Помогите нам!». Турки смотрели на восток, в Азербайджан, и кричали: «Наши мусульманские братья! Поможем!» Непонимание между РФ и Турцией — важный нюанс, объясняющий тогдашнее положение дел. Сегодня, Россия важнее Турции, чем была ранее. Известно что, несмотря на то, как Запад оценивает российское руководсто, турки уважают премьера Путина, и не считают президента Медведева врагом».
США не нравится выдвинутый Анкарой проект так называемой «Платформы стабильности и безопасности на Кавказе» (эта дипломатическая инициатива турецкого правительства предполагает сотрудничество с Россией для решения конфликтов в регионе). «Платформа — это не пантюркизм в смысле мифа о «серых волках» на территории от Стамбула до Бишкека, — констатирует политолог. — Но если Москва может легитимно объявлять Западу, что Кавказ — это сфера влияния России, то Анкара также легитимно может объявлять всему миру, что у турков есть интересы в соседнем регионе».
Комментируя предстоящий визит Абдуллы Гюля в Казань, Чед Нейгл отметил важность Татарстана в глазах турецкого руководства. «Казань — один из трех городов в Российской Федерации, где есть турецкое консульство, — напомнил он. — Два других, в Санкт-Петербурге и Новороссийске, находятся в регионах, которые нельзя отнести к местностям с преобладанием тюркского населения. Поэтому Казань имеет большую символическую важность». Однако, резюмировал Чед Нейгл, эта символичность проявляется опять же в политическом плане: «В Татарстане есть нефть — Турция требует энергию».
В целом, полагает политолог, «будет очень рабочий и серьезный визит, конечно, без типичного русского гостеприимства, русских банкетов и тостов — президент Гюль, во всяком случае, насколько это известно, не пьет».
|
|
|