Визит туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова в Афганистан находится в центре внимания экспертов и наблюдателей. На переговорах, речь идет, прежде всего, о строительстве так называемого Трансафганского газопровода, по которому туркменский газ должен отправиться через Афганистан далее в Пакистан и Индию. Однако большинство экспертов как внутри Афганистана, так и за его пределами, скептически оценивают перспективы подобной газовой магистрали. Ряд важных договоренностей
В ходе визита туркменской делегации в Афганистан стороны подписали соглашение о расширении транспортного сообщения, в частности, об открытии воздушного коридора Кабул-Ашхабад, а также об отправке работников министерства транспорта Афганистана на стажировку в Туркмению для получения высшего образования и повышения квалификации. Президент Афганистана Хамид Карзай на пресс-конференции сказал:
"Мы заключили несколько необходимых для афганского народа договоров в сфере поставок электроэнергии, транспортных связей, телекоммуникации, а главное, мы договорились по поводу трубопровода и поставок туркменского природного газа через Афганистан в Пакистан и оттуда – в Индию. Договор недавно был заключен в столице Пакистана. Также Туркменистан и Афганистан подписали договор о строительстве железной дороги через Афганистан в южно-азиатский регион. Кроме того, мы будем вместе стараться обеспечивать безопасность на своей территории для реализации всех этих проектов".
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов в свою очередь отметил: "Сегодня наша историческая дружба еще раз укрепилась, и мы входим в новый этап развития отношений".
Слабые звенья Трансафганского газопровода
При этом, в том, что касается строительства газопровода, туркменские, афганские, пакистанские и индийские специалисты выражают беспокойство относительно афганского участка. Ситуация в Афганистане практически с каждым днем осложняется, вооруженные боевики могут помешать реализации проекта. Пакистан также вызывает беспокойство. Речь идет, прежде всего, о центрах подготовки различных террористических группировок, которым официальный Исламабад пока не в силах противостоять.
Один из наблюдателей в южном регионе Афганистана Ибрахим Атаи по поводу реализации газового проекта говорит следующее:
"С одной стороны, в Афганистане продолжается антитеррористическая операция иностранного военного контингента, с другой – усиливается влияние боевиков "Талибан". В такой обстановке строить трубопровод невозможно. Туркмении, Афганистану, Пакистану и Индии нужно объединиться и обеспечить на своих территориях безопасность".
Скепсис афганских экспертов... Другие афганские наблюдатели согласны с мнением Атаи. По их мнению, в случае успеха проекта Афганистан не только будет обеспечен газом сам, он еще ежегодно сможет получать многомиллионную прибыль от транзита газа.
Правда, как отмечают афганские аналитики, Туркменистан связан обязательствами с Россией, в частности, и по газовым поставкам, поэтому для туркменского руководства будет сложно урегулировать свои отношения одновременно и с Россией, и с Афганистаном, где находится натовский военный контингент.
К истории этого проекта следует сказать, что вынашиваемые в последние 15 лет планы создания так называемого Трансафганского газопровода получили свое оформление еще в 2002 году, когда Туркмения, Афганистан и Пакистан подписали соглашение о строительстве. Однако за прошедшие шесть лет ситуация принципиально не изменилась. Роланд Гётц, эксперт из берлинского фонда "Наука и политика" говорит:
"Трансафганский газопровод – это один из многочисленных проектов, направленных на то, чтобы туркменский газ шел на мировой рынок не только через Россию. Туркмения все последние годы ищет альтернативы российским газовым сетям. Первый найденный вариант – это газовая магистраль в Китай. Но другие направления еще не разработаны, и Афганистан – это подходящая возможность, потому что в этом направлении можно протянуть газопровод до Пакистана и Индии".
разделяют и в Германии...
Чисто технические показатели возможного газопровода не вызывают у Роланда Гётца особых сомнений, а вот прочие обстоятельства, мешающие его строительству, существенны, уверен он:
"Длина этого газопровода в 1680 километров и объем в 33 миллиарда кубометров газа в год соответствует аналогичным размерам обычной продолжительной газомагистрали на территории бывшего Советского Союза. Длина иного газопровода еще советских времен была и пять-шесть тысяч километров, например, из Сибири в Европу, а 33 миллиарда в год – это объем, сопоставимый с такими же путями на Украине. Проблемы в другом: Афганистан в качестве транзитного государства вызывает очень и очень большие вопросы. Другая проблема – а в состоянии ли потенциальные потребители туркменского газа оплатить его и, наконец, последний вопрос – есть ли столько в Туркмении газа".
Недавнее покушение на президента Афганистана Хамида Карзая только усиливает сомнения в реалистичности подобного проекта:
"Уровень безопасности в Афганистане фактически накладывает запрет на то, чтобы начинать строительство газопровода в обозримом будущем. Ведь такое строительство длится месяцы, если не годы. Никакая компания сейчас не станет брать на себя риск за успех проекта и за сохранность своих сотрудников от возможных терактов. Поэтому реализация газопровода откладывается, вероятно, на годы, даже если стороны пришли к новым соглашениям и даже если Туркмения говорит о достаточном объеме запасов газа у себя в стране, ведь их наличие до сих пор не подтверждено".
...и в России
Скепсис в отношении перспектив Трансафганского газопровода разделяет и российский эксперт Аркадий Дубнов:
"То, что визит президента Туркмении Г. Бердымухаммедова был совершен в Кабул на следующий день после покушения на президента Афганистана Х. Карзая, весьма красноречиво свидетельствует о перспективах реализации давней идеи Трансафганского газопровода, который должен был доставлять туркменский газ в Индию и Пакистан. Речь о том, что сомнения, которые хоронили этот проект в течение уже почти 15 лет – сомнения в стабильности такой транзитной страны, как Афганистан, снова дали о себе знать. Вторым фактором является то, что в начале этой недели на переговорах в Пакистане представители Туркмении высказали свои соображения, связанные с тем, что Ашхабад недавно постановил продавать свой газ по среднеевропейским ценам, и на границе своей страны. То есть проблемы за пределами Туркмении Ашхабад волновать не должны. И это ставит под сомнение платежеспособность такой страны, как Пакистан, потому что платить как минимум 200 долларов за 1000 кубометров сегодня Исламабад вряд ли в состоянии. И, наконец, третье свидетельство сомнительности Трансафгана – в понедельник министр энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил, что Баку не проявляет интереса к этому проекту, поскольку он проходит через очень напряженный регион, и там строить нереально. Ну и самое главное: в заявлении, подписанном по итогам визита Бердымухаммедова в Кабул сказано, что обе стороны пришли к согласию относительно важности привлечения международных финансовых учреждений для инвестирования подобных проектов – речь шла конкретно о Трансафганском трубопроводе. Такая осторожная формулировка еще раз подчеркивает весьма туманные перспективы этого проекта, в том числе и то, что возможностей для нахождения средств у заинтересованных сторон весьма немного". |