Живописуя охватившие Тибет масштабные антикитайские выступления, большинство мировых СМИ сосредоточили свое внимание в основном на "жестокой" реакции властей КНР на действия сепаратистов, подсчете количества жертв, а также на том, в какой степени тибетские события могут повредить проведению летних Олимпийских игр в Пекине и подрыву авторитета Китая в глазах международной общественности.
Безусловно, желание влиятельных на Западе кругов сорвать или хотя бы омрачить проведение пекинской Олимпиады-2008 и поставить китайские власти в неловкое положение, как говориться, имеет место быть. Об этом, прежде всего, свидетельствует развернутая в США и ряде других западных стран антиолимпийская кампания с привлечением видных деятелей культуры и "моральных авторитетов" вроде режиссера Стивена Спилберга и "главного голливудского буддиста" актера Ричарда Гира. Но думается, что "поддержка стремления тибетского народа к свободе" имеет и более далеко идущие цели.
Если посмотреть на происходящее в Тибете под широким углом, то трудно не заметить наличие вполне определенной связи между нынешними беспорядками на "Крыше мира" и недавним самопровозглашением при прямой поддержке США и их союзников независимости сербского края Косово. В свете этого, нельзя не видеть, что в Вашингтоне уже давно практикуют своеобразный избирательный подход к проблеме сепаратизма и самоопределения наций. И в тех случаях, когда подобные движения отвечают целям и задачам внешнеполитического курса США в том или ином регионе, они вполне могут рассчитывать на серьезную поддержку из-за океана.
Когда США понадобилось развалить мешавшую им на Балканах Югославию, сепаратисты во всех союзных республиках СФРЮ получили полную поддержку и одобрение Вашингтона, а для отсечения исконно сербского Косово и создания там албанского квазигосударства была даже проведена военная кампания с привлечением вооруженных сил стран НАТО. А вот тем же палестинцам, много лет добивающимся создания собственного государства на Ближнем Востоке, в Вашингтоне неизменно дают понять, что интересы американского стратегического союзника Израиля всегда будут иметь приоритет для США.
Крайне негативно американский госдеп относится и к стремлению Абхазии и Южной Осетии к независимости от "важного союзника США на Кавказе" Грузии и т.д.
Что же касается событий в Тибете, то вряд ли можно согласиться с распространенной на Западе точкой зрения об их "исключительно стихийном" характере. Безусловно, нет смысла отрицать наличие стародавних трений между китайцами и тибетцами, как и недовольство части последних политикой центральных властей КНР в Тибете. Однако и говорить о некой целенаправленной "политике принудительной ассимиляции и культурного геноцида" со стороны правительства КНР в отношении населения региона было бы, по меньшей мере, некорректно. Погромы в Лхасе, других городах Тибета и даже соседних провинций были явно хорошо подготовлены и организованы, и без "внешнего фактора" тут вряд ли обошлось.
Если беспристрастно проанализировать тибетские события, то возникает ощущение, что у них гораздо больше связи именно с недавним односторонним провозглашением независимости Косово, чем с 59-й годовщиной антикитайского восстания в Тибете или даже Олимпиадой. После Косово стало понятно, что поддержка США вполне может превратить в реальность чаяния тех, кто хотел бы создать новые государства за счет отделения территорий от уже существующих. Конечно, если это будет делаться под флагом борьбы с "тоталитарными режимами", за "демократию", "западные либеральные ценности и права человека".
Для Китая, как и других многонациональных стран, проблема сепаратизма и связанные с ней угрозы национальной безопасности являются достаточно реальными и серьезными. Поэтому и реакция на сепаратистские проявления в Пекине всегда твердая и жесткая. Ведь помимо Тибета есть еще и проблема вооруженного сепаратистского движения в Синцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Не будем забывать и о давней очень больной и чувствительной для Китая проблеме Тайваня.
Чтобы там не говорили в Вашингтоне о своей непричастности к тибетским событиям, очень трудно отделаться от впечатления, что США все же сделали очень много для поощрения и разжигания сепаратизма в Тибете. Достаточно вспомнить демонстративное награждение в прошлом году Далай-ламы в Белом доме "Золотой медалью конгресса США" лично президентом Джорджем Бушем вопреки протестам Пекина, а также постоянную антикитайскую риторику на тибетскую тему в американских СМИ и со стороны представителей различных "озабоченных" правозащитных организаций.
Вряд ли можно серьезно отрицать, что США весьма заинтересованы во всемерном ослаблении Китая, в котором они видят одного из своих главных конкурентов в грядущей борьбе за глобальное политическое, экономическое и военное лидерство в XXI веке. А поддерживаемый США и их союзниками сепаратизм в этой борьбе вполне может, по мнению вашингтонских геополитиков, стать важным средством сдерживания "китайский амбиций" в стратегической зоне Тихого океана и отвлечения на борьбу с сепаратистскими движениями крупных сил и материальных ресурсов Китая.
Любопытно, что о своем осуждении действий Китая в Тибете оперативно заявили власти Тайваня, которому США уже многие годы оказывают поддержку и покровительство. Власти острова возложили ответственность за беспорядки на "военные репрессии и нарушения прав человека" в Китае. Видимо, не случайно также в западной прессе недавно появились статьи, в которых говорится, что накануне пекинской Олимпиады у Тайваня есть хорошие шансы последовать примеру Косово и провозгласить свою независимость. По мнению некоторых авторов, в данной ситуации у властей КНР, придающих успешному проведению Олимпийских игр в Пекине огромное значение, будут "связаны руки" и они не решаться на военную акцию против "мятежного" острова.
В свете всего вышесказанного можно констатировать, что США очень любящие применять в международной практике "двойные стандарты" (но категорически отрицающие это) и создавать исключительно в собственных интересах прецеденты, нарушающие базовые нормы международного права, продолжают играть в очень опасные игры, расшатывающие всю систему безопасности на планете. При этом нынешние творцы американской внешней политики вряд ли задумываются о том, что, в конце концов, их эксперименты с сепаратизмом вполне могут обратиться и против самих Соединенных Штатов. |