Россия должна отстоять свои экономические интересы в торговых отношениях с КНР. Сейчас к этому появились новые предпосылки: после поднятия торговых пошлин со стороны США потоки импорта из Китая могут переориентироваться на российский рынок. Экономисты предупреждают о необходимости предусмотреть риски использования низкокачественного сырья или готовой китайской продукции. И укрепить свои мощности, ведь в России по-прежнему сильны традиции металлургии. Европа опасается китайской волныТем временем Европа взволнована складывающейся ситуацией в мировой экономике из-за введенных Трампом заградительных тарифов. Как сообщает Financial Times, европейские страны уже готовятся к наплыву дешевого низкокачественного импорта из Китая, а это будет ударом для экономики этих государств. «Нам придется принять защитные меры для большего числа наших отраслей. Это станет еще одной точкой напряженности в отношениях с Китаем. Я не думаю, что они изменят свою модель экспорта», — заявил изданию один из высокопоставленных евродипломатов. А представители промышленности европейских стран озабочены тем, что им придется защищаться от низкосортного китайского сырья. Например, сотрудник одной из западных компаний-производителей канатных дорог подчеркнул, что бренд не намерен снижать планку своего качества и исключает для себя любую возможность производства сложного подъемного оборудования из китайского металла, поскольку канатные дороги должны обеспечивать безопасность людей. Экономист, эксперт в сфере финансового планирования и аналитики Александр Кузнецов отмечает, что ситуация угрожает и России: «Европа не хочет принимать из Китая дешевое некачественное сырье, и сейчас еще больше будет защищаться от потока низконадежной китайской продукции, западным странам она не выгодна: они хотят поддерживать свою экономику. А значит, Китай столкнется с переизбытком своего экспорта. Уже понятно, что сейчас КНР начнет усиливать потоки своего товарооборота с Россией. Но нам Китай поставляет менее качественную продукцию, чем отдавал Европе и США, а теперь ее будет у нас еще больше? Российский рынок не должен быть местом, куда китайцы будут сливать свои некачественные товары или сырье». Китай не потянетКНР поставляет в Россию строительную технику, станки, сейчас проявляет интерес и к горнолыжной отрасли, предлагая поставки своих канатных дорог. Например, в России активно эксплуатируется дорожная техника КНР брендов Sany Group, Xugong, Shantui, заводы закупают китайские станки марок Shenyang Machine Tool Co., Ltd., Qinchuan Group, Yawei, свои канатные дороги России начала предлагать китайская компания BMHRI. Станки и строительное профессиональное оборудование у Китая действительно неплохого уровня, замечает Александр Кузнецов. Однако подъемное оборудование все же не вызывает доверия в профессиональной среде, с учетом малого опыта Китая в этом направлении. К тому же проблема и с качеством. Например, китайцы используют в производстве слабый металл, не отвечающий требованиям российских ГОСТов. А каждая деталь такого сложного оборудования, как канатный подъемник, должна быть максимально надежной. Важность исключения любых рисков при эксплуатации канатной дороги отмечают отечественные производители подъемного оборудования. «Решающую роль в канатной дороге играет не статика, не то, какую нагрузку может выдержать узел одномоментно, а усталость металла, свойство узла воспринимать динамическую нагрузку в течение длительного периода времени. С учетом того, что в нашей стране канатные дороги работают в температурном диапазоне от -40 С° до +40 С°, надо учитывать, как это влияет на структуру материала», — объясняет Александр Казаков, руководитель Инженерного центра РУСЛЕТ. Поэтому данный российский производитель канатных подъемников работает по принципам импортозамещения, обращаясь к отечественным поставщикам. Детали качественной канатной дороги должны производиться из прочного металла. «Материалы, из которых китайцы делают своё подъёмное оборудование, вряд ли способны обеспечить долговечность этой продукции», — считает Евгений Хрыкин, исполнительный директор ООО «Ай Си Эс», компании-производителя грузоподъемного оборудования. Металл промышленники называют своим «хлебом». И всегда говорят: важно его качество. Генеральный директор группы компаний «Электросталь» Николай Ханков замечает, что его предприятие работает исключительно на отечественном металле: «Нужно обязательно на любом производстве, где делают какие-либо детали из металла, организовать входной контроль качества. Мы, например, всегда испытываем металл на семь видов деформации, а также у нас есть химическая лаборатория, где мы проверяем сталь и на химический состав. И видим качество российского сырья. А если кто-то из отечественных производителей планирует использовать китайский металл, очень рекомендую испытывать его, прежде чем доверяться китайцам. Продукт, созданный из некачественного металлосырья, может быть ненадежным и нести в себе риски». Николай Ханков замечает, что и сами китайцы прекрасно знают, что предлагают России слабый металл, не дотягивающий до российских ГОСТов. Например, рассказывает эксперт, одна из китайских компаний расположила свое производство в России: китайцы сами поняли, что не могут работать на собственном низкосортном сырье. «Около 10 лет они возили свое китайское сырье для изготовления цинкового проката — это как раз тот металл, который используется в автопроме, а также металл с полимерным покрытием. Но в итоге подняли тему с низким качеством своих же китайских металлургов, — рассказывает Николай Ханков. — И теперь делают свой металлопрокат в России, причем ввозят только импортные краски, а вот сырье берут у российских металлургических заводов. Используют наше горячекатанное сырье (это черная сталь, недорогое сырье), раскатывают в тонкий холоднокатанный прокат, покрывают цинком, красят — в итоге выходят на удобную цену». Заявленная китайцами «нержавеющая сталь», как ни странно, быстро ржавеет, отмечает Александр Кузнецов. Кстати, КАМАЗ с 2022 года полностью работает на отечественной стали, напоминает Александр Кузнецов, как и концерн «АвтоВАЗ»: «Стоит заметить, что металл отечественных производителей не гниет, и не дает повода в автомобильных блогах показать, как незначительная авария разрывает автомобили». При этом сегодня Китай занимает первое место в мире по производству стали — 768,5 млн тонн за 2024 год. Но важно качество, а не количество, считает экономист: «В пятерке сильнейших — Индия, США, Япония, Россия (мы делаем 54 млн тонн за год). И продукция вышеперечисленных стран имеет превосходное качество — кроме Китая! Стратегия Поднебесной даже в металлургической отрасли основана на том, чтобы не важно как, главное — всех обогнать и захватить рынки более дешевым сырьем. Другие страны не могут себе этого позволить по причине высокой себестоимости качественной продукции. А вот Китай может. Потому что в китайском металле часто содержится множество примесей, присутствует минимально допустимое содержание углерода, не соблюдаются технологические режимы. Все это приводит к удешевлению производства, а значит, несет риски и короткие сроки эксплуатации такой продукции, свидетелями чего мы и являемся». По мнению Александра Кузнецова, в тех секторах промышленности, в которых производится оборудование, непосредственно связанное с обслуживанием людей и повышенным риском эксплуатации, надежность, качество и безопасность должны быть на главном месте. И это транспорт и канатные дороги в первую очередь: «В нынешних условиях развития мировой экономики российский рынок должен еще более жестко защищать интересы отечественной промышленности. Нельзя позволить себе каких-то компромиссов в производстве, нужно держать марку и производить отечественную технику и оборудование исключительно из качественного сырья и материалов. И российская промышленность такое сырье сегодня обеспечивает. Потоки из Китая некачественного сырья и оборудования надо тормозить». По следам ДемидовыхПо мнению руководителя Центрального научно-исследовательского института чёрной металлургии имени И. П. Бардина (ЦНИИЧермет), советника министра промышленности и торговли РФ Виктора Семёнова, российская металлургия — одна из лучших в мире: «Те же западные потребители, предъявляющие жесткие требования по качеству, покупали нашу продукцию не из благотворительности, а по необходимости, и сам факт поставок подтверждает высокую конкурентоспособность нашей металлургической индустрии». Он отмечал, что с 2000 года собственники российских меткомбинатов вложили в новые технологии и модернизацию производств более 1 трлн рублей. А заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов отмечал, что российские производители могут создавать и внедрять в металлургическое производство современные технологические решения, причем даже лучше западных. Приоритет развития отечественного машиностроения также заложен в Стратегию развития российской металлургии до 2030 года. России необходимо и дальше развивать технологии и добиваться более высоких стандартов металлургии, считает Александр Кузнецов. «Приобретать некачественный материал для строительства домов, канатных дорог, лифтового оборудования, машиностроения у восточного соседа банально небезопасно! Да и в целом, нерационально закупать сталь за рубежом, имея такую великую школу металлургии! Вспомните купцов Демидовых, ведь это великая династия, которая подняла металлургию России! Демидовская сталь славилась во всем мире. И сейчас до сих пор российский металл — это высочайшее качество. Совершенно неразумно покупать китайский металл, с его низким качеством и рисками, когда есть свое, с высоким уровнем качества». Да, замечает эксперт, российская продукция может выйти дороже китайской, но есть за что платить — за качество: «Импортозамещение — это не просто слоган, это реальная работа, которая позволит и насытить отечественный рынок, и не потерять лицо за его пределами. А в дальнейшей перспективе — продолжить наращивать темпы производства и экспорта металлургии из нашей страны». |