Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Китай увеличит дополнительные пошлины на товары из США до 125%
Трамп повысил пошлины на товары из Китая до 145 процентов
Трамп приостановил введение пошлин в отношении более 75 стран
В Киргизии предотвратили попытку госпереворота
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Страны Центральной Азии дистанцировались от Турции
09.04.25 04:29 Демократия и удобные режимы

3−4 апреля в Самарканде прошёл первый саммит ЕС-Центральная Азия. Событие это ознаменовало дальнейшее укрепление сотрудничества Европейского союза со странами региона. Достаточно упомянуть только то, что ЕС обещал странам региона инвестиции в размере 12 млрд евро, которые охватят такие сферы, как транспорт, критически важное сырьё, водные ресурсы, энергетику, климат и спутниковый интернет.

Кроме президентов 5 государств, на саммите выступили председатель Европейского совета Антониу Кошта, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо. 4 апреля была опубликована совместная декларация по итогам саммита. В этой декларации были упомянуты сюжеты, которые вовсе не относятся к отношениям ЕС со странами Центральной Азии. Так, в пункте 3 было написано:

«Мы привержены сотрудничеству ради мира, безопасности и демократии, полному соблюдению международного права, включая Устав ООН и основополагающие принципы уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств в пределах их международно признанных границ. Мы подчеркнули важность скорейшего достижения всеобъемлющего, справедливого и прочного мира на Украине в соответствии с принципами Устава Организации Объединённых Наций. Мы подчеркнули необходимость соблюдения принципов ОБСЕ государствами-участниками. Мы подтвердили обязательство всех государств воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, соблюдать международное гуманитарное право и подчеркнули необходимость мирного разрешения конфликтов».

Сразу можно сказать, что в этом пункте содержится выпад в адрес России. Видимо, представители ЕС инициировали этот пункт в совместной декларации, а президенты центральноазиатских государств под ним подписались.

Но ещё большее значение имеет пункт 4 из той же декларации:

«В том же контексте мы обязались уважать вышеуказанные принципы, в частности суверенитет и территориальную целостность всех государств в рамках всех международных и региональных форумов, и воздерживаться от любых шагов, противоречащих этим принципам. В том же духе мы подтвердили нашу твёрдую приверженность соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН 541 (1983) и 550 (1984). Мы подчеркнули, что участие в региональных рамках сотрудничества должно полностью уважать эти международные принципы, которые остаются существенными для укрепления отношений ЕС и Центральной Азии. В этом контексте Туркменистан напоминает, что он применяет свои международные обязательства в строгом соответствии с принципами своего статуса постоянного нейтралитета».

Что же такое резолюция 541? Эта резолюция, принятая Совбезом ООН 18 ноября 1983 года. За неё проголосовали 13 стран, Пакистан голосовал против, а Иордания воздержалась. В этой резолюции содержался призыв ко всем государствам «уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность и неприсоединение Республики Кипр», а также не признавать никакое другое правительство острова, кроме правительства Республики Кипр. Данная резолюция стала ответом на провозглашение независимости Турецкой Республики Северного Кипра, состоявшегося 15 ноября 1983 года.

Что касается резолюции 550, то она была одобрена 13 странами 11 мая 1984 года. Пакистан голосовал против, а США воздержались. Ключевыми в этой резолюции были 2−5 пункты:

«осуждает все сепаратистские действия, включая так называемый „обмен послами“ между Турцией и руководством турок-киприотов, объявляет их незаконными и не имеющими силы и призывает немедленно отказаться от них; вновь призывает все государства не признавать так называемое государство „Турецкая Республика Северного Кипра“, созданное в результате сепаратистских акций, и призывает их не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи вышеупомянутому сепаратистскому образованию; призывает все государства уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность, единство и политику неприсоединения Республики Кипр; считает попытки заселить любую часть Вароши лицами, не являющимися её жителями, недопустимыми и призывает передать этот район под управление Организации Объединенных Наций;»

Поскольку де-юре независимость ТРСК признаёт только Турция, а турецкие вооружённые силы обеспечивают безопасность «государства» турок-киприотов, то фактически 5 центральноазиатских государств выступили против Анкары. Хуже того только то, что Касым-Жомарт Токаев, Шавкат Мирзиёев, Садыр Жапаров и Сердар Бердымухамедов легко отказались от тюркской солидарности, хотя тот же президент Киргизии когда-то посещал непризнанную ТРСК (см. Киргизия приняла лидера турок-киприотов).

В связи с данной декларацией встаёт вопрос и о будущем Организации тюркских государств, в которой ТРСК наряду с Венгрией и Туркменией является наблюдателем. О какой тюркской солидарности во внешней политике может идти речь, если 4 тюркских государства Центральной Азии выступают против Турции в Кипрском конфликте? В этой связи характерна реакция турецкого журналиста-международника и военного корреспондента Арда Зентюрка, высказавшегося об этом в стриме на YouTube:

«Я не понимаю, что делает Анкара. Я в полном замешательстве… Как мы можем допустить такую геополитическую катастрофу, господин Хакан Фидан… Я не видел ничего подобного за 50 лет своей карьеры. Мы имеем дело с настоящим политическим предательством. Эти четыре тюркские страны своими подписями подтвердили, что не признают Турецкий Кипр. Они встали в один ряд с Европой, США и Россией, которые называют Турцию оккупантом на Кипре… Если эти государства подписываются под резолюциями, отрицающими ТРСК, то Организация тюркских государств теряет всякий смысл. Закрывайте её. Это пощёчина не только Турецкому Кипру, но и самой Турции… Мы не шутим. Мы не позволим, чтобы остров, на котором проливалась кровь турецких солдат, признавался территорией другого государства. Это не просто дипломатическая ошибка — это предательство».

При всей эмоциональности комментария турецкого журналиста, непризнание Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией ТРСК было логично. Для этих государств территориальная целостность вовсе не является пустым звуком. Например, совсем недавно Киргизия и Таджикистан завершили делимитацию границы. Ранее пограничные споры приводили к вооружённым столкновениям между двумя странами.

Немаловажно и то, что все 5 стран Центральной Азии стали уделять особое внимание сотрудничеству с ЕС после того, как в отношении России стали вводиться западные санкции. В таких условиях было вполне естественно, что даже тюркские государства региона приняли точку зрения ЕС, согласно которой единственным государством на острове Кипр является Республика Кипр. Кроме того, несмотря на участие в антироссийских санкциях, греческая часть Кипра остаётся более привлекательной с точки зрения экономической деятельности, так как Республика Кипр обладает легальным статусом. А ТРСК, не имеющая легального статуса, экономически зависит от Турции, чья экономика находится не в самом лучшем положении. К тому же, не будем забывать, что сама Турция состоит в таможенном союзе ЕС. При наличии таких данных у Анкары не так много сил тягаться с Брюсселем из-за северной части Кипра.

Центральноазиатские президенты тоже осведомлены об этих фактах. К тому же, непризнание ТРСК для 4 глав государств является своего рода сигналом не только для Брюсселя, но и для Москвы: отказом от признания «государства» турок-киприотов Токаев, Жапаров, Мирзиёев и Бердымухамедов показывают России, что их страны не полностью ушли из-под сферы влияния России в тюркский мир под эгидой Турции.

Естественно, что в Анкаре подобная политика будет воспринята негативно. Однако предпочтительность греков-киприотов для Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении стала проявляться отнюдь не вчера. Например, 19 декабря 2024 года Узбекистан впервые аккредитовал своего посла на Кипре. Узбекский посол Абат Файзуллаев с резиденцией в Риме, вручил верительные грамоты президенту Кипра Никосу Христодулидису. 21 декабря того же года посол Узбекистана провёл встречу с президентом Торгово-промышленной палаты Кипра Ставросом Ставроу, после чего прошло учредительное собрание бизнес-ассоциации «Кипр — Узбекистан».

А вот другой пример. 21 февраля 2025 года посол Казахстана Николай Жумаканов вручил верительные грамоты президенту Кипра. 6 марта министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу во время визита на остров провёл встречу с главой МИД Кипра Константиносом Комбосом. Во время этих переговоров казахский министр сообщил, что в 2024 году объём кипрских инвестиций в экономику Казахстана составил $ 227 млн. Даже если бы в Казахстане по состоянию на начало марта 2025 года не было бы зарегистрировано 367 компаний с кипрским капиталом, для непризнания ТРСК Казахстаном и другими центральноазиатскими государствами хватило бы предстоящего в первой половине 2026 года председательства Кипра в Совете ЕС. А официальная Астана точно заинтересована в развитии экономического сотрудничества с греками-киприотами, раз Нуртлеу обсуждал запуск прямого авиасообщения между двумя странами и провёл встречу с президентом Деловой ассоциации «Кипр-Казахстан» Костасом Маркидесом.

Другая страна — Киргизия, 27 сентября 2024 года подписала соглашение с Кипром об освобождении от визовых требований владельцев дипломатических паспортов. Соглашение подписали глава МИД Жээнбек Кулубаев и Комбос в Нью-Йорке на полях 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Наконец, Туркмения тоже старается идти в ногу с другими тюркскими государствами Центральной Азии. 31 марта 2025 года посол Туркмении Тойли Комеков с резиденцией в Риме, вручил верительные грамоты президенту Кипра.

Все эти факты свидетельствуют о том, что декларация, подписанная в Самарканде, стала результатом целенаправленной политики, проводимой тюркскими государствами Центральной Азии. Тем самым Астана, Ташкент, Бишкек и Ашхабад показали, что их сближение с Анкарой заканчивается там, где могут появиться проблемы в отношениях с Брюсселем. Вероятно, тюркский мир мог избежать появления трещины, вызванной кипрским конфликтом, если бы нынешнее экономическое и политическое положение Турции и её президента Реджепа Тайипа Эрдогана было более прочным. Но Эрдогану на фоне экономических проблем приходится вести борьбу внутри страны с оппозиционной Республиканской народной партией, которую поддерживают ЕС и Великобритания. Поэтому между тюркской солидарностью и инвестициями ЕС президенты Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении выбрали инвестиции ЕС. Единственный участник саммита в Самарканде, не поменявший резко свои приоритеты, был президент Таджикистана Эмомали Рахмон, чья страна не входит в Организацию тюркских государств.

Петр Македонцев

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?

 Новостивсе статьи rss

» Трамп продлил чрезвычайное положение в США
» Панама: Решающая фаза борьбы США и Китая за передел мира началась
» Спецпосланник Трампа оценил результаты переговоров США и Ирана
» Россия передала Турции список атак ВСУ на энергообъекты
» Лавров прокомментировал позицию США по урегулированию ситуации на Украине
» Переговоры «коалиции желающих» провалились — The Telegraph
» Росстат повысил оценку роста ВВП в 2024 году
» Келлог предложил после прекращения огня разделить Украину на зоны безопасности

 Репортаживсе статьи rss

» Сергей Чернышев: РОС максимально приблизит нас к Луне и Марсу
» Дипломатическая рок-звезда. Выступление Сергея Лаврова вызвало ажиотаж на Анталийском дипломатическом форуме
» Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
» База и уровень: Судан ждет от Москвы помощи в восстановлении страны
» "Не надо преувеличивать силу документа". Глава Росархива Андрей Артизов - о борьбе за правду
» В США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
» Первый совет президента
» Полученные этическим путем «запасные» человеческие тела могут произвести революцию в медицине

 Комментариивсе статьи rss

» Основная проблема русских - это абсолютная ненадежность американцев (Э.Тодд о новом мировом порядке)
» Хуситы заявили о сохранении военного потенциала на фоне ударов США
» «Хлеб промышленности»: китайский металл подводит, российский — на высоте
» Бочечный шантаж. Трамп вынуждает Европу вернуться к газу и нефти из России
» Неприязнь к украинцам станет решающим фактором на выборах в Польше
» Страны Центральной Азии дистанцировались от Турции
» Война США с Ираном грозит большими последствиями и для России
» Эксперты: Реакция Гретцки на рекорд Овечкина показала главную силу русских

 Аналитикавсе статьи rss

» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"