Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

США начали крупномасштабную операцию против хуситов в Йемене
"Военное дело": Окруженной курской группировке ВСУ дали время сдаться до утра
Путин ответил на призыв Трампа пощадить украинских военных
Рютте подтвердил, что Трамп снял с повестки членство Украины в НАТО
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Кризис угольной отрасли: есть ли варианты выхода из него для российских компаний
15.03.25 16:43 Экономика и Финансы
Мировые цены на энергетический уголь снизились до уровня конца весны 2021 года, а на коксующийся (используемый в металлургии) до значений середины 2017 года. Дело не в снижении спроса, он стабилен и даже есть локальные драйверы для его роста вроде Вьетнама. Проблема в предложении, оно опережает спрос.

В самой невыгодной ситуации оказались российские угольщики. Мировой спад у нас наложился на внешние факторы и внутренние проблемы. С одной стороны, отказ от импорта нашего угля странами G7 и ЕС привел к увеличению из-за этого затрат на доставку угля до других покупателей и увеличил дисконт на него на мировом рынке. С другой стороны, усугубились традиционные проблемы с логистикой внутри страны, которая не справляется с перестройкой транспортных потоков, в основном направленных теперь на восток.

Как заметил в беседе с "РГ" партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов, отрасль в глубоком кризисе, и предпосылок улучшения ситуации пока не видно. Основная причина - падение цен на уголь на мировом рынке. Помимо этого свою роль сыграли рост фискальной нагрузки (до мая 2024 года работала экспортная пошлина для антрацита и энергетического угля, и до декабря - для коксующегося угля) и увеличение логистических затрат, прежде всего в виде роста тарифов РЖД на транспортировку - у нас от мест добычи до портов надо проехать по 4000-5000 км, это колоссальные расходы.

С оценкой согласен эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Он уточняет, что из-за снизившихся цен на уголь российским компаниям сложнее финансировать его экспорт в Азию через порты Северо-Запада и Юга России. Поставки не окупаются. И, соответственно, плюс к этому сказываются всем известные инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне (БАМ, Транссиб).

У нас было окно возможностей. В 2021 и 2022 годах можно было получить дополнительную прибыль за счет высоких цен на мировом рынке. Но с августа 2022 года от нашего угля отказался ЕС, куда уходило около 50 млн тонн нашего угля (приблизительно четверть от объемов всего экспорта) и курс на снижение импорта взяла Япония, а в 2023 году стали снижаться мировые котировки. Потребление же внутреннего рынка осталось ограниченным, хотя и немного выросло (на 4%). Основной импортер нашего угля - Китай. Но сильно и быстро увеличить экспорт в этом направлении у нас не получилось из-за ограничений на уже упомянутом Восточном полигоне. Хотя возможность такая была.

Россия в 2023 году увеличила экспорт всех видов угля в Китай в полтора раза, до 100,9 млн тонн (в 2022 году - 67 млн тонн), но уже в 2024 году поставки снизились до 94 млн тонн. Причины снижения - снижение мировых цен, логистика и ввод Китаем пошлин для российского угля. То есть закрепить успех на рынке Китая у нас не получилось.

Родионов напоминает, что Китай установил временный запрет на импорт австралийского угля в 2021 году. Австралия была крупнейшим поставщиком коксующегося угля на рынок Китая. Запрет был снят в начале 2023 года, и к этому времени Китай сумел перестроить структуру своего импорта коксующегося угля. Главным его поставщиком в Китай в последние два года стала Монголия.

В России, как указывается в мартовском докладе ЦБ, в начале этого года добыча коксующегося угля снижается, что связывают с падением темпов выплавки стали. При этом на экспорт уголь отправлять стало еще сложнее. Квоты на вывоз угля железной дорогой сохранились только для Кемеровской области (Кузбасса) - 54,1 млн тонн. Якутия, квота на вывоз для которой в 2024 году составляла 26,3 млн тонн, Бурятия (8,5 млн тонн), Хакасия (6,5 млн тонн), Иркутская область (3,3 млн тонн) и Тыва (0,65 млн тонн) квот лишились. Правда, сейчас идут обсуждения в правительстве об их возвращении.

Как отмечает старший аналитик по металлургическому и горнодобывающему сектору "Эйлер Аналитические технологии" Никанор Халин, сейчас маржинальность экспортных поставок угля (речь в первую очередь про энергетический сегмент) находится под давлением из-за нескольких структурных факторов. Во-первых, дисконтами на наш уголь (на начало марта 2025 года они составляют 15-20% от цен аналогичных мировых бенчмарков) и общим снижением цен на энергетический уголь в мире - на 25% к прошлому году и на 70% к средним уровням 2022 года.

Во-вторых, играют роль логистические ограничения на вывоз угля в восточном направлении. При сегодняшних низких ценах и курсе рубля, большинство компаний работают "в ноль" при поставках на Восток, а отправки угля через северо-западные или южные порты для них убыточны. По оценкам Халина, сейчас неинтегрированные компании (без своей логистики, портов и прочего) теряют там около 20 долл. с тонны энергетического угля.

В-третьих, на отрасль влияют тарифы РЖД (их рост в рублях с конца 2024 года составил почти 15%) и укрепление рубля в начале 2025 года, которые ухудшают экспортную рентабельность, поясняет Халин.

По мнению Родионова, сегодняшний кризис в угольной отрасли - крупнейший за 30 лет, и он приведет к очень серьезному структурному сдвигу. Его невозможно преодолеть с помощью квот-субсидий и даже налоговых послаблений. Здесь отрасль спасет только структурный сдвиг, который будет сводиться к росту доли коксующегося угля в структуре добычи, а также сдвигу географии добычи на восток, который приведет к частичному снижению логистических издержек. Также сейчас у регуляторов есть хороший повод для того, чтобы полностью отказаться от низкорентабельной или малорентабельной подземной добычи, которая при этом сопряжена с рисками с точки зрения безопасности, считает Родионов.

Халин также ожидает в дальнейшем снижения добычи и экспорта энергетического угля в пользу коксующегося. Потенциальное восстановление сектора недвижимости Китая в 2025 году (благодаря новым экономическим стимулам) и дальнейший рост выпуска стали в Индии могут поддержать котировки металлургического угля и, как следствие, уровень его добычи и экспорта из России, уточняет эксперт.

 

XP Best, GH15.03.25 22:41
До показателей 1960 года упала скорость движения грузовых поездов РЖД в 2024 году — 40,6 км/ч. Проблемы вызваны изменением грузопотоков в Азию, нехваткой кадров и приоритетом оборонных перевозок. РЖД отставала от графика перевозок на 25%, а в октябре контейнеры из Дальнего Востока добирались до центра России по два месяца. Это привело к сбоям в экспорте угля в Китай и накоплению невывезенной продукции на заводах «Русала».
Аббе, RU16.03.25 01:27
Не новость. К этому дело и шло. Приморский Донбасс в разработке много больше века. И дорогой шахтный. Остальные - в стратегической глубине России. Далеко от моря.
Транспортные издержки ЮАР и Австралии много меньше. Монголия тупо ближе к Китаю.
Чудо, что вообще дотянули до сегодняшнего времени.
Это и есть "налог на расстояние".
Железная дорога из Якутии на берег Охотского моря - она же не просто так появилась?
Что ещё можно придумать? Иркутский и красноярский уголь везти речными баржами по 10 000 тонн в порт на берегу Енисейской губы? Так это всего то полгода. Остальное время - лёд. И на самой реке и в океане.
Остаётся только конкурировать с Индией и Китаем в сталеварении на мировом рынке. Если это вообще возможно.
АЭС и электросталеварение под вакуумом или под аргоном.
Хотя....
Енисей вот ну ни разу не Янцзы и не Хуанхэ. И не выводит в незамерзающие моря. Супротив географии воевать можно. Вот победить её не получается.
Леонид Ильич Брежнев дорогой., RU16.03.25 03:42
Наше спасение в угольных ТЭС в Мьянме и Лаосе с ВЛ500 на соседние страны с нашего алюминия и меди в ТП/500/35/10кв. В Иране само собой первее всего.Промблема в экологии, чтоб местные не бузили.
Спящий лев, RU16.03.25 07:00
> Аббе
Не новость. К этому дело и шло. Приморский Донбасс в разработке много больше века. И дорогой шахтный. Остальные - в стратегической глубине России. Далеко от моря.
Транспортные издержки ЮАР и Австралии много меньше. Монголия тупо ближе к Китаю.
...
Что ещё можно придумать? Иркутский и красноярский уголь везти речными баржами по 10 000 тонн в порт на берегу Енисейской губы? Так это всего то полгода. Остальное время - лёд. И на самой реке и в океане.
Остаётся только конкурировать с Индией и Китаем в сталеварении на мировом рынке. Если это вообще возможно.
...
Еще в 1970-80-хх предлагали иную схему энергетической переработки и транспортировки (переработку в жидкое и газообразное топливо на месте добычи с последующей транспортировкой по трубопроводам). Тогда был вопрос спроса (отсутствия рынка потребления - первые газовозы только проектировались) и цены.

Не так давно предлагали изменение структуры использования углей путем переработки в водород и использование углерода в иных целях (не металлургия). Вопрос отработки технологий и вложения в новое производство. Реализация проектов занимает годы, а обсуждаемая проблема проявилась уже сейчас (хотя была видна с 90-х).
Леонид Ильич Брежнев дорогой., RU16.03.25 07:56
Не так давно предлагали изменение структуры использования углей путем переработки в водород и использование углерода в иных целях (не металлургия). Вопрос отработки технологий и вложения в новое производство. Реализация проектов занимает годы, а обсуждаемая проблема проявилась уже сейчас (хотя была видна с 90-х). 60 футовые контейнеры(мильен под забором списано) но с углем потаскаем в Мьянму) наравне с терминалом СПГ с нашиими ТЭС по всему побережью и ВЛ-500/100/35/10 до Лаосов с Вьетнамами. посадим на угольную иглу в обмен на рис и текстиль. В помощь глубоководный Меконг от океана до всех угольных и газовых ТЭС. Чего 10 лет ждать новых газовозов на "Звезде".
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля

 Новостивсе статьи rss

» В Эквадоре захотели разместить военную базу США
» Стармер выступил против распространения ядерного оружия в Европе
» В Австралии отреагировали на отказ США отменить пошлины
» Не России решать, отправлять Европе военных на Украину или нет — Макрон
» Канада ищет альтернативы F-35 на фоне политики Трампа, сообщает CBC
» Путин, Лукашенко и Рахмон провели телефонный разговор с Алиевым
» США начали крупномасштабную операцию против хуситов в Йемене
» Избирком Румынии не допустил Шошоакэ к выборам президента

 Репортаживсе статьи rss

» «Благодаря ИИ срок создания новых материалов сократится до двух лет»
» «За последние годы Крым прошел огромный путь»
» Защитить интересы России на Балтике и в Арктике
» Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова американским блогерам М.Науфалу, Л.Джонсону и Э.Наполитано, Москва, 12 марта 2025 года
» Протянуть реку: в России улучшат инфраструктуру водных путей
» Джей Ди Вэнс: история возможного преемника Трампа
» Возвращение Алибабы и её главного «разбойника»
» "Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие

 Комментариивсе статьи rss

» Украина для США – это игра, в которой американцы намеревались выиграть
» Кризис угольной отрасли: есть ли варианты выхода из него для российских компаний
» Как обвал на фондовом рынке США может повлиять на Россию
» Союзники Великобритании охватывают Иран с северо-запада
» Партия Маска против Партии Шваба: в чём суть сверхконфликта?
» Удар под дых: такой подлости и коварства Европа от Москвы не ожидала
» Не ждали: Guardian выдала реакцию Европы на заморозку США военной помощи Киеву
» Поляки хотят выставить Украине счет

 Аналитикавсе статьи rss

» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"