Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

США начали крупномасштабную операцию против хуситов в Йемене
"Военное дело": Окруженной курской группировке ВСУ дали время сдаться до утра
Путин ответил на призыв Трампа пощадить украинских военных
Рютте подтвердил, что Трамп снял с повестки членство Украины в НАТО
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Кризис угольной отрасли: есть ли варианты выхода из него для российских компаний
15.03.25 16:43 Экономика и Финансы
Мировые цены на энергетический уголь снизились до уровня конца весны 2021 года, а на коксующийся (используемый в металлургии) до значений середины 2017 года. Дело не в снижении спроса, он стабилен и даже есть локальные драйверы для его роста вроде Вьетнама. Проблема в предложении, оно опережает спрос.

В самой невыгодной ситуации оказались российские угольщики. Мировой спад у нас наложился на внешние факторы и внутренние проблемы. С одной стороны, отказ от импорта нашего угля странами G7 и ЕС привел к увеличению из-за этого затрат на доставку угля до других покупателей и увеличил дисконт на него на мировом рынке. С другой стороны, усугубились традиционные проблемы с логистикой внутри страны, которая не справляется с перестройкой транспортных потоков, в основном направленных теперь на восток.

Как заметил в беседе с "РГ" партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов, отрасль в глубоком кризисе, и предпосылок улучшения ситуации пока не видно. Основная причина - падение цен на уголь на мировом рынке. Помимо этого свою роль сыграли рост фискальной нагрузки (до мая 2024 года работала экспортная пошлина для антрацита и энергетического угля, и до декабря - для коксующегося угля) и увеличение логистических затрат, прежде всего в виде роста тарифов РЖД на транспортировку - у нас от мест добычи до портов надо проехать по 4000-5000 км, это колоссальные расходы.

С оценкой согласен эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Он уточняет, что из-за снизившихся цен на уголь российским компаниям сложнее финансировать его экспорт в Азию через порты Северо-Запада и Юга России. Поставки не окупаются. И, соответственно, плюс к этому сказываются всем известные инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне (БАМ, Транссиб).

У нас было окно возможностей. В 2021 и 2022 годах можно было получить дополнительную прибыль за счет высоких цен на мировом рынке. Но с августа 2022 года от нашего угля отказался ЕС, куда уходило около 50 млн тонн нашего угля (приблизительно четверть от объемов всего экспорта) и курс на снижение импорта взяла Япония, а в 2023 году стали снижаться мировые котировки. Потребление же внутреннего рынка осталось ограниченным, хотя и немного выросло (на 4%). Основной импортер нашего угля - Китай. Но сильно и быстро увеличить экспорт в этом направлении у нас не получилось из-за ограничений на уже упомянутом Восточном полигоне. Хотя возможность такая была.

Россия в 2023 году увеличила экспорт всех видов угля в Китай в полтора раза, до 100,9 млн тонн (в 2022 году - 67 млн тонн), но уже в 2024 году поставки снизились до 94 млн тонн. Причины снижения - снижение мировых цен, логистика и ввод Китаем пошлин для российского угля. То есть закрепить успех на рынке Китая у нас не получилось.

Родионов напоминает, что Китай установил временный запрет на импорт австралийского угля в 2021 году. Австралия была крупнейшим поставщиком коксующегося угля на рынок Китая. Запрет был снят в начале 2023 года, и к этому времени Китай сумел перестроить структуру своего импорта коксующегося угля. Главным его поставщиком в Китай в последние два года стала Монголия.

В России, как указывается в мартовском докладе ЦБ, в начале этого года добыча коксующегося угля снижается, что связывают с падением темпов выплавки стали. При этом на экспорт уголь отправлять стало еще сложнее. Квоты на вывоз угля железной дорогой сохранились только для Кемеровской области (Кузбасса) - 54,1 млн тонн. Якутия, квота на вывоз для которой в 2024 году составляла 26,3 млн тонн, Бурятия (8,5 млн тонн), Хакасия (6,5 млн тонн), Иркутская область (3,3 млн тонн) и Тыва (0,65 млн тонн) квот лишились. Правда, сейчас идут обсуждения в правительстве об их возвращении.

Как отмечает старший аналитик по металлургическому и горнодобывающему сектору "Эйлер Аналитические технологии" Никанор Халин, сейчас маржинальность экспортных поставок угля (речь в первую очередь про энергетический сегмент) находится под давлением из-за нескольких структурных факторов. Во-первых, дисконтами на наш уголь (на начало марта 2025 года они составляют 15-20% от цен аналогичных мировых бенчмарков) и общим снижением цен на энергетический уголь в мире - на 25% к прошлому году и на 70% к средним уровням 2022 года.

Во-вторых, играют роль логистические ограничения на вывоз угля в восточном направлении. При сегодняшних низких ценах и курсе рубля, большинство компаний работают "в ноль" при поставках на Восток, а отправки угля через северо-западные или южные порты для них убыточны. По оценкам Халина, сейчас неинтегрированные компании (без своей логистики, портов и прочего) теряют там около 20 долл. с тонны энергетического угля.

В-третьих, на отрасль влияют тарифы РЖД (их рост в рублях с конца 2024 года составил почти 15%) и укрепление рубля в начале 2025 года, которые ухудшают экспортную рентабельность, поясняет Халин.

По мнению Родионова, сегодняшний кризис в угольной отрасли - крупнейший за 30 лет, и он приведет к очень серьезному структурному сдвигу. Его невозможно преодолеть с помощью квот-субсидий и даже налоговых послаблений. Здесь отрасль спасет только структурный сдвиг, который будет сводиться к росту доли коксующегося угля в структуре добычи, а также сдвигу географии добычи на восток, который приведет к частичному снижению логистических издержек. Также сейчас у регуляторов есть хороший повод для того, чтобы полностью отказаться от низкорентабельной или малорентабельной подземной добычи, которая при этом сопряжена с рисками с точки зрения безопасности, считает Родионов.

Халин также ожидает в дальнейшем снижения добычи и экспорта энергетического угля в пользу коксующегося. Потенциальное восстановление сектора недвижимости Китая в 2025 году (благодаря новым экономическим стимулам) и дальнейший рост выпуска стали в Индии могут поддержать котировки металлургического угля и, как следствие, уровень его добычи и экспорта из России, уточняет эксперт.

 

XP Best, GH15.03.25 22:41
До показателей 1960 года упала скорость движения грузовых поездов РЖД в 2024 году — 40,6 км/ч. Проблемы вызваны изменением грузопотоков в Азию, нехваткой кадров и приоритетом оборонных перевозок. РЖД отставала от графика перевозок на 25%, а в октябре контейнеры из Дальнего Востока добирались до центра России по два месяца. Это привело к сбоям в экспорте угля в Китай и накоплению невывезенной продукции на заводах «Русала».
Аббе, RU16.03.25 01:27
Не новость. К этому дело и шло. Приморский Донбасс в разработке много больше века. И дорогой шахтный. Остальные - в стратегической глубине России. Далеко от моря.
Транспортные издержки ЮАР и Австралии много меньше. Монголия тупо ближе к Китаю.
Чудо, что вообще дотянули до сегодняшнего времени.
Это и есть "налог на расстояние".
Железная дорога из Якутии на берег Охотского моря - она же не просто так появилась?
Что ещё можно придумать? Иркутский и красноярский уголь везти речными баржами по 10 000 тонн в порт на берегу Енисейской губы? Так это всего то полгода. Остальное время - лёд. И на самой реке и в океане.
Остаётся только конкурировать с Индией и Китаем в сталеварении на мировом рынке. Если это вообще возможно.
АЭС и электросталеварение под вакуумом или под аргоном.
Хотя....
Енисей вот ну ни разу не Янцзы и не Хуанхэ. И не выводит в незамерзающие моря. Супротив географии воевать можно. Вот победить её не получается.
Леонид Ильич Брежнев дорогой., RU16.03.25 03:42
Наше спасение в угольных ТЭС в Мьянме и Лаосе с ВЛ500 на соседние страны с нашего алюминия и меди в ТП/500/35/10кв. В Иране само собой первее всего.Промблема в экологии, чтоб местные не бузили.
Спящий лев, RU16.03.25 07:00
> Аббе
Не новость. К этому дело и шло. Приморский Донбасс в разработке много больше века. И дорогой шахтный. Остальные - в стратегической глубине России. Далеко от моря.
Транспортные издержки ЮАР и Австралии много меньше. Монголия тупо ближе к Китаю.
...
Что ещё можно придумать? Иркутский и красноярский уголь везти речными баржами по 10 000 тонн в порт на берегу Енисейской губы? Так это всего то полгода. Остальное время - лёд. И на самой реке и в океане.
Остаётся только конкурировать с Индией и Китаем в сталеварении на мировом рынке. Если это вообще возможно.
...
Еще в 1970-80-хх предлагали иную схему энергетической переработки и транспортировки (переработку в жидкое и газообразное топливо на месте добычи с последующей транспортировкой по трубопроводам). Тогда был вопрос спроса (отсутствия рынка потребления - первые газовозы только проектировались) и цены.

Не так давно предлагали изменение структуры использования углей путем переработки в водород и использование углерода в иных целях (не металлургия). Вопрос отработки технологий и вложения в новое производство. Реализация проектов занимает годы, а обсуждаемая проблема проявилась уже сейчас (хотя была видна с 90-х).
Леонид Ильич Брежнев дорогой., RU16.03.25 07:56
Не так давно предлагали изменение структуры использования углей путем переработки в водород и использование углерода в иных целях (не металлургия). Вопрос отработки технологий и вложения в новое производство. Реализация проектов занимает годы, а обсуждаемая проблема проявилась уже сейчас (хотя была видна с 90-х). 60 футовые контейнеры(мильен под забором списано) но с углем потаскаем в Мьянму) наравне с терминалом СПГ с нашиими ТЭС по всему побережью и ВЛ-500/100/35/10 до Лаосов с Вьетнамами. посадим на угольную иглу в обмен на рис и текстиль. В помощь глубоководный Меконг от океана до всех угольных и газовых ТЭС. Чего 10 лет ждать новых газовозов на "Звезде".
IrkEnIA (бывш LeadHead, RU16.03.25 09:56
Для угля уже в конце 70х годов прошлого столетия была уготована роль замыкающего топлива, после расцвета "газовой" паузы и формирования полноценного замкнутого цикла атомной энергетики.
За 50+ лет изменилось всё, но не кардинально.
Атом заходит на поколение 4+, в условиях смены ведущих игроков в реакторостроении; снова становится актуальной проблема обогащения природного урана.
СЭС и ВЭС стали значительно дешевле, но они принести свои существенные проблемы. Для углеводородов значительно повысили технически извлекаемые ресурсы, и даже увеличили экономические добываемые запасы - чем с 2006 года в полной мере воспользовались США. Но и у них уже появляются проблемы с ТРИЗ.
Так что, заходим на второй круг всемирных игр в энергетической безопасности, с немного изменившимися технологическими, социально-экономическими и геополитическими ландшафтами.

Для угля Восточной Сибири в 1985 г. была подготовлена целевая комплексная программа развития КАТЭК ("Дым Сибири - свет Европе"), в которой было место для практически всех технологий энерготехнологической переработки бурых углей Канско-Ачинского бассейна.
Коксующийся уголь (которого в Кузбассе и в Ленском бассейне ещё надолго хватит) - может быть востребован и у нас, и в Азии. Но уже сейчас его применение в чёрной металлургии сравнивается с другими методами первичного производства железа/стали.

Так что до конца этого столетия - дотянем на имеющихся топливных энергоресурсах, даже урана. Даже если не слушать борцов с измененим климата. Вот далее - действительно вопрос...

Умело распорядиться сейчас имеющимся багажом знаний и ресурсов в трансфортированной картине мира - это вопрос уже не только к "власти", но и в первую очередь к "деловым" людям России. По старому - к капиталистам (включая в их состав и "госкапиталистов").
Применительно к угольной отрасли - к горнякам, машиностроителям (всякоразным), транспортникам, ... и экономистам/политикам, конечно.
Так сам себе думаю, ага.
Аббе, RU16.03.25 18:42
> Спящий лев
> Аббе
Не новость. К этому дело и шло. Приморский Донбасс в разработке много больше века. И дорогой шахтный. Остальные - в стратегической глубине России. Далеко от моря.
Транспортные издержки ЮАР и Австралии много меньше. Монголия тупо ближе к Китаю.
...
Что ещё можно придумать? Иркутский и красноярский уголь везти речными баржами по 10 000 тонн в порт на берегу Енисейской губы? Так это всего то полгода. Остальное время - лёд. И на самой реке и в океане.
Остаётся только конкурировать с Индией и Китаем в сталеварении на мировом рынке. Если это вообще возможно.
...
Еще в 1970-80-хх предлагали иную схему энергетической переработки и транспортировки (переработку в жидкое и газообразное топливо на месте добычи с последующей транспортировкой по трубопроводам). Тогда был вопрос спроса (отсутствия рынка потребления - первые газовозы только проектировались) и цены.

Не так давно предлагали изменение структуры использования углей путем переработки в водород и использование углерода в иных целях (не металлургия). Вопрос отработки технологий и вложения в новое производство. Реализация проектов занимает годы, а обсуждаемая проблема проявилась уже сейчас (хотя была видна с 90-х).
Да технология то вроде понятная. Вроде бы у немцев доводили выработку тонны синтетического бензина до всего то ресурса из четырёх тонн угля. Не знаю какого угля, каменного или бурого. Примем, что полноценный каменный. 99% углерода. (враньё, но так проще считать).
Примем, что бензин состоит из углерода, водорода в нём нет. Опять враньё, но так проще считать. Потом поправим.
Итого?
Энергия трёх тонн углерода делает нам из четвёртой тонны синтетический бензин.
Ставим АЭС. И выпавбатываем из воды водород. Кислород своим сталеварам для очищения чугуна от загрязнений.
Октановое число - ключевой показатель. Октан ссылка С8Н18.
На 8 атомов углерода 18 атомов водорода.
Бензин другой, но для чернового расчёта сгодится и так. Углерод АМ =12 ссылка 8*12=96. И 18 атомов водорода - =18.
Один к 5,333333.
Килограмм водорода получаем из воды воздействием 5-6 киловатт часа электроэнергии. И этого хватит для того, что бы увязать в октан 5,33 килограмма углерода.
Понятно, что на саму операцию склеивания водорода и углерода тоже нужна энергия.
Крайне, крайне грубо примем, что на 6,33 килограмма октана потребуется 6,33 киловатт*часа электроэнергии.
Отвратительный баланс энергетики. Килограмм жидкого углеводородного топлива это чуть более, чем 1,2 киловатт*часа строго тепловой энергии. На 6,33 киловатт часа затраченной электроэнергии получим 7,8 киловатт часа тепловой энергии.
КПД бензинового двигателя (крайне условно) 25%.
Потратили (враньё и чистейший черновик расчётов) 6,33 киловатт часа электроэнергии, а получили на выходе бензинового двигателя всего то 1,95 киловатт часа механической энергии.
Ужасно и отвратительно. Но? Из 6,33 киловатт*часа энергии, привязанной к электросетям, мы получаем почти 2 киловатт часа механической энергии "где угодно".
Аккумулятор, для которого оболочкой служит просто ни разу не дефицитная сталь.
Заливай в бензобак самолёта и лети в произвольном направлении.
Если же делаем не октан, а эталон солярового масла цетан ссылка то дело ещё лучше. С16Н34. Доля водорода почти такая же, но дизельные двигатели имеют КПД ссылка 40% или даже 55%.
6,33*0,4=2,53 киловатт*часа.

По деньгам?
Цена электроэнергии (крайне грубо) 4 рубля за киловатт час. За 25 рублей мы купим электроэнергию, которую превратим в килограмм бензина. ссылка Плотность 0,72. То есть из килограмма бензина имеем 1,39 литра бензина или же из килограмма цетана имеем 1,3 литра топлива.

Текущие затраты и только на электроэнергию 25 рублей, получаем продукцию на (в розницу) 83 рубля бензина.
Это никакие не расчёты. Это крайне грубые прикидки и не более того.
Электроэнергия по ночным тарифам может чуток поправить финансовые балансы.
Вывод?
Крайне резких преимуществ получения углеводородного топлива над получением его же из нефти - не видно.
В каких то вариантах оно может и полезно. Там, где много угля и ГЭС, но мало нефти, куда дорого везти это самое топливо. Там, где избыток недорогой электроэнергии, которую иными путями будет сложно и дорого выводить на рынок всей России, на мировой рынок.
К примеру - Тугурская приливная электростанция. Уголь привезут, приливы уже есть, выводить энергию хоть в Якутию, хоть на Владивосток дорогое и вовсе не удовольствие.

Или где из угля важно выделить какие то рассеянные составляющие, которые важны сами по себе. Уран, ванадий, галлий, германий и тому подобные вещи.

Грубо, безобразно грубо и заведомо не точно из гигаватта "лишней электроэнергии" где то на сказочной и несуществующей Туруханской ГЭС до крайности теоретически за год можно получить что то около 6, 5 миллиона тонн синтетического топлива.

При неизвестных сегодня ценах на строительство и эксплуатацию ДЭП на 12 гигаватт до Европейской части России, извините, но на появление 75 миллионов тонн идеального октана или синтетического керосина придётся смотреть до некоторой степени уважительно. В отличие от омических потерь в проводах ЛЭП, керосин в танкерах не распыляется на нагрев атмосферы.
Тем более в трубопроводах.
Загрузили. Получили на выходе. Закачали где то в Татарии в старинные пласты, где уже давно сильно тяжёлая и сильбно вязкая нефть и....

А вот что из этого получится, знают только глубокие специалисты по нефтедобыче. При том именно из таких вот помирающих пластов.

Ясно одно.
Нефть, доступнаяк добыче с небольшими на то издержками - ресурс исчерпывающийся, практически исчезающий.
Зато угля в России хватит ещё на много веков.
Если из него захотим и сможем делать идеальное углеводородное топливо, то парогазовые силовые установки на судах нашей постройки могут стать конкурентоспособы на много десятилетий, а то и веков вперёд.
Спящий лев, RU16.03.25 19:56
> Аббе
> Спящий лев
> Аббе
Не новость. К этому дело и шло. Приморский Донбасс в разработке много больше века. И дорогой шахтный. Остальные - в стратегической глубине России. Далеко от моря.
Транспортные издержки ЮАР и Австралии много меньше. Монголия тупо ближе к Китаю.
...
Что ещё можно придумать? Иркутский и красноярский уголь везти речными баржами по 10 000 тонн в порт на берегу Енисейской губы? Так это всего то полгода. Остальное время - лёд. И на самой реке и в океане.
Остаётся только конкурировать с Индией и Китаем в сталеварении на мировом рынке. Если это вообще возможно.
...
Еще в 1970-80-хх предлагали иную схему энергетической переработки и транспортировки (переработку в жидкое и газообразное топливо на месте добычи с последующей транспортировкой по трубопроводам). Тогда был вопрос спроса (отсутствия рынка потребления - первые газовозы только проектировались) и цены.

Не так давно предлагали изменение структуры использования углей путем переработки в водород и использование углерода в иных целях (не металлургия). Вопрос отработки технологий и вложения в новое производство. Реализация проектов занимает годы, а обсуждаемая проблема проявилась уже сейчас (хотя была видна с 90-х).
Да технология то вроде понятная. Вроде бы у немцев доводили выработку тонны синтетического бензина до всего то ресурса из четырёх тонн угля. Не знаю какого угля, каменного или бурого. Примем, что полноценный каменный. 99% углерода. (враньё, но так проще считать).
Примем, что бензин состоит из углерода, водорода в нём нет. Опять враньё, но так проще считать. Потом поправим.
Итого?
Энергия трёх тонн углерода делает нам из четвёртой тонны синтетический бензин.
Ставим АЭС. И выпавбатываем из воды водород. Кислород своим сталеварам для очищения чугуна от загрязнений.
Октановое число - ключевой показатель. Октан ссылка С8Н18.
На 8 атомов углерода 18 атомов водорода.
Бензин другой, но для чернового расчёта сгодится и так. Углерод АМ =12 ссылка 8*12=96. И 18 атомов водорода - =18.
Один к 5,333333.
Килограмм водорода получаем из воды воздействием 5-6 киловатт часа электроэнергии. И этого хватит для того, что бы увязать в октан 5,33 килограмма углерода.
Понятно, что на саму операцию склеивания водорода и углерода тоже нужна энергия.
Крайне, крайне грубо примем, что на 6,33 килограмма октана потребуется 6,33 киловатт*часа электроэнергии.
Отвратительный баланс энергетики. Килограмм жидкого углеводородного топлива это чуть более, чем 1,2 киловатт*часа строго тепловой энергии. На 6,33 киловатт часа затраченной электроэнергии получим 7,8 киловатт часа тепловой энергии.
КПД бензинового двигателя (крайне условно) 25%.
Потратили (враньё и чистейший черновик расчётов) 6,33 киловатт часа электроэнергии, а получили на выходе бензинового двигателя всего то 1,95 киловатт часа механической энергии.
Ужасно и отвратительно. Но? Из 6,33 киловатт*часа энергии, привязанной к электросетям, мы получаем почти 2 киловатт часа механической энергии "где угодно".
Аккумулятор, для которого оболочкой служит просто ни разу не дефицитная сталь.
Заливай в бензобак самолёта и лети в произвольном направлении.
Если же делаем не октан, а эталон солярового масла цетан ссылка то дело ещё лучше. С16Н34. Доля водорода почти такая же, но дизельные двигатели имеют КПД ссылка 40% или даже 55%.
6,33*0,4=2,53 киловатт*часа.
...
Предлагали совсем не ваш вариант уровня 2МВ, а каталитическая химия и газогенераторы. Так что уже в 1980-х КПД предполагался повыше, но всё равно считалось не эффективно (особенно на фоне падения цены на нефть и нефтепродукты во 2 половине 1980-х).

При ценах за баррель нефти в районе 120 $ уже начинает выглядеть интересно, при 150-200$ могут появиться массовые производства.
Выдел чистых водорода и углерода в рамках "зеленой программы", при условии наличия рынка потребления (и сбыта) выглядит интереснее, но сам рынок ещё не реализован.
Аббе, RU16.03.25 20:53
> Спящий лев
> Аббе
> Спящий лев
> Аббе
Не новость. К этому дело и шло. Приморский Донбасс в разработке много больше века. И дорогой шахтный. Остальные - в стратегической глубине России. Далеко от моря.
Транспортные издержки ЮАР и Австралии много меньше. Монголия тупо ближе к Китаю.
...
Что ещё можно придумать? Иркутский и красноярский уголь везти речными баржами по 10 000 тонн в порт на берегу Енисейской губы? Так это всего то полгода. Остальное время - лёд. И на самой реке и в океане.
Остаётся только конкурировать с Индией и Китаем в сталеварении на мировом рынке. Если это вообще возможно.
...
Еще в 1970-80-хх предлагали иную схему энергетической переработки и транспортировки (переработку в жидкое и газообразное топливо на месте добычи с последующей транспортировкой по трубопроводам). Тогда был вопрос спроса (отсутствия рынка потребления - первые газовозы только проектировались) и цены.

Не так давно предлагали изменение структуры использования углей путем переработки в водород и использование углерода в иных целях (не металлургия). Вопрос отработки технологий и вложения в новое производство. Реализация проектов занимает годы, а обсуждаемая проблема проявилась уже сейчас (хотя была видна с 90-х).
Да технология то вроде понятная. Вроде бы у немцев доводили выработку тонны синтетического бензина до всего то ресурса из четырёх тонн угля. Не знаю какого угля, каменного или бурого. Примем, что полноценный каменный. 99% углерода. (враньё, но так проще считать).
Примем, что бензин состоит из углерода, водорода в нём нет. Опять враньё, но так проще считать. Потом поправим.
Итого?
Энергия трёх тонн углерода делает нам из четвёртой тонны синтетический бензин.
Ставим АЭС. И выпавбатываем из воды водород. Кислород своим сталеварам для очищения чугуна от загрязнений.
Октановое число - ключевой показатель. Октан ссылка С8Н18.
На 8 атомов углерода 18 атомов водорода.
Бензин другой, но для чернового расчёта сгодится и так. Углерод АМ =12 ссылка 8*12=96. И 18 атомов водорода - =18.
Один к 5,333333.
Килограмм водорода получаем из воды воздействием 5-6 киловатт часа электроэнергии. И этого хватит для того, что бы увязать в октан 5,33 килограмма углерода.
Понятно, что на саму операцию склеивания водорода и углерода тоже нужна энергия.
Крайне, крайне грубо примем, что на 6,33 килограмма октана потребуется 6,33 киловатт*часа электроэнергии.
Отвратительный баланс энергетики. Килограмм жидкого углеводородного топлива это чуть более, чем 1,2 киловатт*часа строго тепловой энергии. На 6,33 киловатт часа затраченной электроэнергии получим 7,8 киловатт часа тепловой энергии.
КПД бензинового двигателя (крайне условно) 25%.
Потратили (враньё и чистейший черновик расчётов) 6,33 киловатт часа электроэнергии, а получили на выходе бензинового двигателя всего то 1,95 киловатт часа механической энергии.
Ужасно и отвратительно. Но? Из 6,33 киловатт*часа энергии, привязанной к электросетям, мы получаем почти 2 киловатт часа механической энергии "где угодно".
Аккумулятор, для которого оболочкой служит просто ни разу не дефицитная сталь.
Заливай в бензобак самолёта и лети в произвольном направлении.
Если же делаем не октан, а эталон солярового масла цетан ссылка то дело ещё лучше. С16Н34. Доля водорода почти такая же, но дизельные двигатели имеют КПД ссылка 40% или даже 55%.
6,33*0,4=2,53 киловатт*часа.
...
Предлагали совсем не ваш вариант уровня 2МВ, а каталитическая химия и газогенераторы. Так что уже в 1980-х КПД предполагался повыше, но всё равно считалось не эффективно (особенно на фоне падения цены на нефть и нефтепродукты во 2 половине 1980-х).

При ценах за баррель нефти в районе 120 $ уже начинает выглядеть интересно, при 150-200$ могут появиться массовые производства.
Выдел чистых водорода и углерода в рамках "зеленой программы", при условии наличия рынка потребления (и сбыта) выглядит интереснее, но сам рынок ещё не реализован.
Эти варианты не про ЦЕНУ на нефть, а про ДОСТУПНОСТЬ нефти. Кончится доступная нефть и останется только курить бамбук. Венесуэла и миллиарды тонн нефти, котрая почти битум. Запускаем вниз горячий бензин и вымываем снизу эту лютую смесь.
На берегу АЭС на десяток атомных реакторов по 1,2 гигаватта. Битум не уголь, тяжёлый и поганый, но углеводород. В него водорода надо закачивать намного меньше.
Ну и гони миру много десятков миллионов идеальной солярки в год.

Вопрос то в другом. Чем будут заниматься аборигены? И надо ли вообще влезать в этот полутропический ад мировоззрений.
Если не сильно врут сплетни, то в углях Груманта есть не мало галлия и как бы не германия.
АЭС, переработка, продажа по всему миру ТОПЛИВА. Ну а вот концентраты важных минералов только себе.
Просто нужны два компонента.
1) АЭС новых поколений с получением сверхкритической воды просто нагревом в теплообменнике с жидким свинцом.
2) И выбить с Груманта НАТО и Норвегию.

Угля там МНОГО.

Ну и Печорская нефтеносная провинция. Там вроде бы тяжёлая нефть? И содержание в этой нефти разных минералов может оказаться весьма интересным.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля

 Новостивсе статьи rss

» Украина назвала «неприемлемым» отказ от Запорожья и Херсона
» Хуситы сообщили об атаке на американский авианосец второй раз за сутки
» США возобновили атаки на Йемен
» Швеция передаст Украине САУ и радарные системы
» Венгрия опубликовало бюллетень всеобщего опроса о вступлении Украины в ЕС
» Матвиенко начала официальный визит в Азербайджан со встречи с Мехрибан Алиевой
» В окружении в Курской области оказались около 30 офицеров из стран НАТО
» Мерц рассказал про планы на посту канцлера Германии

 Репортаживсе статьи rss

» Замглавы МИД России Александр Грушко — о гарантиях безопасности от НАТО, перспективах диалога с ЕС и будущем ОБСЕ
» «Благодаря ИИ срок создания новых материалов сократится до двух лет»
» «За последние годы Крым прошел огромный путь»
» Защитить интересы России на Балтике и в Арктике
» Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова американским блогерам М.Науфалу, Л.Джонсону и Э.Наполитано, Москва, 12 марта 2025 года
» Протянуть реку: в России улучшат инфраструктуру водных путей
» Джей Ди Вэнс: история возможного преемника Трампа
» Возвращение Алибабы и её главного «разбойника»

 Комментариивсе статьи rss

» Лукьянов: В переговоры между Россией и США вернулась настоящая дипломатия
» Очередной взрыв космического корабля Starship ставит под сомнение перспективы лунной и марсианской программы США
» Украина для США – это игра, в которой американцы намеревались выиграть
» Кризис угольной отрасли: есть ли варианты выхода из него для российских компаний
» Как обвал на фондовом рынке США может повлиять на Россию
» Союзники Великобритании охватывают Иран с северо-запада
» Партия Маска против Партии Шваба: в чём суть сверхконфликта?
» Удар под дых: такой подлости и коварства Европа от Москвы не ожидала

 Аналитикавсе статьи rss

» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"