А есть, например, и такие, как программа по разминированию в Мали и Судане. Или программа по предотвращению распространения вируса Марбург за пределы Африки. Или поставки лекарств для страдающих ВИЧ, рассчитанные на 20 млн человек. В 2024 году США финансировали 42% объема всей гуманитарной помощи, которую отслеживала ООН. Однако и политическая направленность финансирования по линии USAID никогда не скрывалась.
Помимо помощи больным и бедным, USAID помогала бороться против недружественных США режимов.Через "гуманитарные программы".
А, например, на Украине через Агентство финансировались не только "поддержка школ и помощь в области здравоохранения", экстренная помощь матерям и вакцинация детей, но и "программы реабилитации военных". "Независимые СМИ" - на 90% зависели от американских денег, как и "антикоррупционные" инициативы. С февраля 2022 года Киеву только по линии USAID выделено 35 млрд долларов. А в мировом масштабе "на подсосе у USAID" было более 6200 журналистов из 707 СМИ и 279 "медийных" НКО.
Но через USAID шло и финансирование ООНовских программ. Теперь Вашингтон потребовал, к примеру, от Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) прекратить десятки грантов, финансируемых США, в таких странах, как Йемен, ДР Конго, Судан, Южный Судан, Центральноафриканская Республика, Гаити и Мали.
ВПП - это огромная бюрократия: 23 000 сотрудников в более чем 120 странах. В 2024 году бюджет ВПП составил около 9 млрд долларов (из них более 3 млрд от США, еще примерно миллиард - от ФРГ). И, с одной стороны, чиновники рапортуют, что в 2023 году (тогда бюджет был 8,3 млрд долларов) оказали помощь 152 млн людей (включая денежные переводы 51,6 млн чел. на 2,8 млрд долл.). С другой, в отчетах ВПП признается, что "необходимо внедрить культуру, ориентированную на результаты… Подотчетность перед партнерами и бенефициарами остается слабой. Соотношение цены и качества, контроль расходов не так сильны, как должны быть". Иными словами, деньги разворовывают (что часто бывает в нищих странах), но никто не знает, сколько именно.
Примерно так же с рядом других структур. Например, помогающей палестинским беженцам по линии ООН (БАПОР), когда деньги попадали в том числе ХАМАС. США были главным донором БАПОР, выделяя по 300-400 млн долларов в год. Доля взносов США в бюджет ООН (3,59 млрд долларов в 2024 году) составляет 22%, на втором месте Китай с 15%. Правда, за Америкой числится должок по взносам на 1,5 млрд долларов. Что делает ООН на эти деньги, оправданы ли траты, можно добиться большей эффективности?
Еще интереснее со Всемирной организацией здравоохранения (о выходе из нее Трамп объявил едва ли не первым указом). От действий (панических советов) которой, как теперь говорят все чаще, во время пандемии ущерб оказался чуть ли не больше, чем от коронавируса. А ведь в штате этой структуры с бюджетом почти 7 млрд долларов (взнос США в 2024 году - 988 млн долларов) более 8 тысяч человек. На этом фоне выход США из Совета ООН по правам человека - это уже "копейки", там бюджет всего 192 млн долларов, но что там делают на эти деньги заседающие, кроме болтовни?
ЮНЕСКО, которую США не финансируют с 2011 года (годовой бюджет 1,5 млрд, но и долгов примерно на половину этой суммы), тоже имеет программы по всему миру (на них уходит 87% бюджета), но всякий раз остаются вопросы: почему этим дали, а этим нет?
И тут мы должны вспомнить, что все подобные структуры были созданы после Второй мировой войны в надежде на то, что они будут работать согласно некоему универсальному и равному для всех международному праву. Вместо этого, особенно после холодной войны, когда исчезли основы для идеологического противостояния двух систем, в мире воцарились двойные и тройные стандарты. Вместо международного права действует право сильного, когда размахивают дубиной санкций и действуют по принципу "что хочу, то и ворочу". В таком мире нет места наднациональным структурам, как они задумывались. Они - рудимент прошлого, застывший в ожидании новых, по-настоящему справедливых правил мирового общежития.
Пока декларируемые общечеловеческие цели недостижимы на фоне отсутствия межстрановой кооперации в расколотом мире на фоне роста числа разных конфликтов. Давосский форум (тоже "глобалистская структура") недавно констатировал: лишь по 17% Целей устойчивого развития, сформулированных ООН, есть какой-то прогресс. Энергопереход к нулевому уровню выбросов парниковых газов совершен лишь на 10% от требуемого к 2050 году уровня (Парижское соглашение 2015 года не работает).
От международного права остались рожки да ножки на фоне двойных-тройных стандартов. Так что возможно (с подачи США, которые действуют исключительно в своих эгоистических интересах) дальнейшее обрушение наднациональных структур, которые ассоциируются с глобализацией. А сама она может пойти вспять, уступая натиску государственного национализма.