Сомнительно, что новый хозяин Белого дома не знает, как работает нефтяной рынок, и забыл про свои попытки повлиять на ОПЕК в прошлый президентский срок (2017-2021 годы). Кстати, тогда, в начале своего нахождения у власти, Трамп также пытался добиться от ОПЕК снижения цен на нефть и требовал увеличить добычу. Все безрезультатно.
Единственный случай, когда США и ОПЕК, причем в расширенном своем составе, то есть вместе с Россией и другими странами, действовали сообща - 2020 год, когда началась эпидемия COVID-19 и произошел обвал нефтяных котировок до 25 долл. за баррель. Но тогда добычу не увеличивали, а сокращали, чтобы поднять цены. Пандемия сделала общими цели всех нефтедобывающих стран. Сейчас ситуация совсем другая.
Экономически и ОПЕК, и США снижение котировок ниже 70 долл. за баррель не выгодно, тем более в долгосрочном периоде. А ведь цены нужно уронить не на неделю или месяц. Чтобы нанести хоть насколько-то чувствительный удар по доходам бюджета России, котировки должны быть низкими не менее полугода. Причем, аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что с учетом "кубышки" в российском Фонде национального благосостояния (ФНБ) и ненефтегазовых доходов страны, цены на нефть необходимо опустить до 40 долл. за баррель или ниже, как минимум на год.
А как уточняет аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко, в российский бюджет на 2025 год заложена цена на нефть нашей марки Urals 69,7 долл. за баррель. При этом в бюджетном правиле предусмотрен уровень для цены в районе 60 долл. за баррель. В случае, если цена на нефть падает ниже данного уровня, то для финансирования дефицита могут быть использованы средства ФНБ. По последним данным Минфина, ликвидная часть фонда составляет порядка 3,8 трлн руб. (около 37,5 млрд долл.) или 2% от ВВП - это немного. Таким образом, на очень продолжительное время при снижении цен на нефть средств ФНБ не хватит, уточняет эксперт.
Понятно, что США преследуют политические цели, считая, что их нефтянка "вытянет" период обвальных цен. Проблема в том, что опять же по политическим причинам низкие котировки барреля совсем не нужны ближневосточным странам ОПЕК (крупнейшим экспортерам нефти в картеле), к которым фактически и обращается Трамп. Регион и так сейчас нестабилен, конфликт Израиля и ХАМАС едва ли можно назвать законченным.
Кроме того, как образно замечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, опыт многих десятилетий говорит о конкурентном противостоянии США и ОПЕК. Это борьба двух хищников, жестко защищающих свои собственные интересы. Бюджет России сбалансирован при цене на нефть, существенно более низкой, чем у форпоста США на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия вступает на тропу устойчивого дефицита уже при 80 долл. за баррель, а ранее этот показатель был раздут и до 100 долл. с лишним.
А по словам зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, если Ближний Восток перестанет получать достаточно денег, то велика вероятность роста социальной напряженности в регионе, что может привести к катастрофическим последствиям, возникновению конфликтов и началу новых войн, вплоть до III мировой. Ни одной из богатых стран региона, которые составляют костяк ОПЕК, развитие такого сценария не нужно.
Впрочем, оставим политику политикам, вернемся к экономическим аспектам предложения американского лидера. Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, словесные интервенции Трампа и его первые указы, направленные на увеличение добычи нефти в США, могут стать одним из триггеров распада сделки ОПЕК+ уже в нынешнем году. В этом случае котировки барреля временно опустятся, скорее всего, ниже 50 долл. за баррель. А это будет достаточно болезненно для нашего бюджета. Другое дело, что рынок достаточно быстро отыграет этот отскок. Ведь для американской добычи такие цены также невыгодны, предложение снизится и цены пойдут вверх. Поэтому даже в случае гипотетического развала ОПЕК+ цены через некоторое время вернутся на уровень 60-70 долл. за баррель, что уже совсем не критично для бюджета России.
Дудченко не ожидает, что цена на нефть в этом году упадет очень низко, хотя может снизиться по сравнению с 2024 годом. В прошлом году средняя цена Brent сложилась на уровне около 80 долл. за баррель, этом может опустится в район 76-77 долл.
По мнению Станкевича, проводимая в моменте из-за океана "игра на нервах", направлена на повышение ставок в геополитическом противостоянии. В реальности же все упомянутые стороны будут стремиться к удержанию цены в диапазоне 70-90 долл. за баррель.
С точки зрения Чернова, если США будут действовать совместно со странами ОПЕК, то уже к концу 2025 года они смогут нарастить объемы добычи и экспорта нефти на глобальный рынок опустить мировые цены до 60 долл. за баррель эталонного сорта Brent. Без участия ОПЕК в данном вопросе, США может потребоваться в 2-3 раза больше времени, чтобы самостоятельно нарастить добычу и экспорт и опустить мировые цены на нефть до этих значений.
Едва ли заявления Трампа подразумевали снижение котировок барреля через год или три. Он говорил о моментальном, глубоком и долгосрочном падении цен, которое в сегодняшней ситуации на практике невозможно. С другой стороны, заявления Трампа не зря очень часто называют словесными интервенциями для улучшения своих переговорных позиций.
Политика новой администрации США, судя по заявлениям, будет сводиться к расширению энергетического плацдарма, считает Станкевич. Выдавливание России с европейского рынка - один из пунктов такой стратегии. Подтверждение в цифрах: нефть, нефтепродукты и природный газ последние три года в пятерке основных товаров американского экспорта.