Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Подполье сообщило о массовом перемещении техники НАТО в Польше
Армения законопроектом о ЕС начала выход из ЕАЭС, заявил Оверчук
С Новым Годом!
О чем Путин договорился с Лукашенко в Минске
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
«Черный лебедь» или «серый носорог»
16.01.25 20:52 БРИКС

После насыщенного на яркие инфоповоды года российского председательства в БРИКС объединение продолжило самым неожиданным образом подогревать интерес мировой общественности и в начале 2025-го. На этот раз новое расширение состава. Юбилейным, десятым, членом БРИКС стала Индонезия, о чем 6 января объявила Бразилия на правах председателя теперь уже «десятки».

Любопытно, что Индонезия и еще восемь стран лишь 1 января 2025 года официально получили статус государства — партнера БРИКС, а через пять дней Джакарта уже пополнила ряды объединения. Пожалуй, это одно из самых быстрых в истории международных организаций и иных многосторонних форматов «повышений» в статусе. На первый взгляд решение вызвало у наблюдателей и отдельных мировых лидеров удивление, повод для спекуляций и обвинений в непоследовательности БРИКС в духе «какой тогда вообще смысл в статусе партнера», и означает ли это, что со временем другие страны в шорт-листе могут рассчитывать на аналогичное повышение.

Однако более углубленный анализ позволяет снизить градус потрясений по поводу очередного расширения БРИКС. Начнем с того, что кандидатура Индонезии на вступление в БРИКС была одобрена оригинальной «пятеркой» блока еще в 2023 году на саммите в Йоханнесбурге. По заявлениям Бразилии, окончательное присоединение Джакарты лишь в начале 2025 года связано с проведением президентских выборов в Индонезии в 2024 году и стремлением страны вступить уже после полноценного формирования нового состава правительства. Если принять это заявление за правду, получается, что мы имеем дело с отложенным вступлением Индонезии в БРИКС с учетом всех тонкостей национальных бюрократических процедур.

Более того, если взглянуть на сформированный по итогам саммита БРИКС в Казани список из 13 стран, которые получат или уже получили статус государства-партнера, выбор Индонезии в качестве следующего полноценного участника объединения выглядит логичным. Индонезия входит в топ-20 экономик мира по номинальному ВВП, опережая остальные страны со статусом государства — партнера БРИКС и некоторых членов объединения. Индонезия является крупнейшей мусульманской страной мира и по совокупной численности населения опережает Бразилию и ЮАР вместе взятые. Среди всех развивающихся стран Индонезия выступает одним из наиболее активных участников многих крупных организаций, диалоговых площадок и иных форматов, включая АСЕАН, G20, ВРЭП, АТЭС, Группу 77, Организацию исламского сотрудничества и многие другие. Наконец, Индонезия — локомотив Юго-Восточной Азии, одного из самых экономически быстрорастущих и стратегически важных субрегионов мира, который уже давно стал ареной противостояния США и их союзников с одной стороны и Китая с другой. Один лишь этот факт в глазах многих экспертов делает непредставленность ЮВА в БРИКС стратегическим упущением.

Таким образом, вступление Индонезии в БРИКС — не «черный лебедь», а скорее «серый носорог», добавление которого не просто напрашивалось, но в определенной степени началось еще в 2023 году. Однако бюрократическая волокита в самой Индонезии, урожайный год российского председательства в БРИКС и в особенности утвержденный статус государства — партнера объединения сбили с толку мировую общественность. Именно по причине отложенного членства Индонезии автор этих строк скептически смотрит на перспективы дальнейшего количественного расширения БРИКС за счет официальных государств-партнеров в обозримом будущем. Допускаю, что присоединение Джакарты к БРИКС будет вызывать ревность и недовольство в рядах других стран — партнеров объединения. Некоторые из них уже подали официальные заявки на вступление и после индонезийского прецедента: видимо, будут рассчитывать на более льготные условия для вхождения в состав БРИКС.

Разобравшись с контекстом, стоит отметить причины, по которым Индонезия захотела стать полноценным участником БРИКС.

Во-первых, вступление Индонезии в БРИКС в очередной раз подчеркивает стремление нового лидера страны Прабово Субианто укреплять проактивный и многовекторный внешнеполитический курс страны. При этом у Прабово многовекторность и проактивность напрямую увязываются с многосторонними институтами, организациями и различными форматами. Многими экспертами осталось незамеченным, но именно при нынешнем президенте Индонезия впервые подала заявку на вступление в обновленное (без США) Транстихоокеанское партнерство. Кроме того, при Прабово активизировались усилия Индонезии по присоединению в ОЭСР.

На этом фоне вступление в БРИКС — очередной и логичный шаг с точки зрения внешнеполитического позиционирования страны. Не случайно, что практически параллельно с решением о вступлении в БРИКС Индонезия на уровне министров обороны провела переговоры со страной из противоположного БРИКС геополитического лагеря — Японией. Характерно, что в заявлениях индонезийского МИДа по случаю присоединения к БРИКС и встречи глав оборонных ведомств 7 января 2025 года используются схожие термины — «дружба, процветание, справедливость». Это лишний раз подчеркивает отказ руководства Индонезии примыкать к какой-либо из сторон и стремление расширять экономические, дипломатические и военно-технические связи с любыми странами, которые могут принести Джакарте практическую выгоду.

Во-вторых, при предыдущей администрации Видодо в индонезийской экспертной и официальной средах превалировали скептические и настороженные позиции в отношении БРИКС. До 2024 года в Индонезии четко не понимали, что из себя представляет БРИКС, каковы его реальные намерения, и боялись потенциальной блоковой логики объединения, что противоречит внешнеполитической традиции и философии Индонезии. Показательно, что Индонезия официально озвучила свой интерес присоединиться к БРИКС только после окончания президентских выборов, принесших победу команде Прабово. Еще накануне саммита БРИКС в Казани в октябре 2024 года новый министр иностранных дел Индонезии Сугионо открыто заявлял о желании Джакарты стать полноценным членом «клуба». Действующий президент страны и вовсе напомнил, что обещал добиться вступления страны в БРИКС еще в ходе предвыборной гонки в 2014 году.

При этом даже сейчас вопросов по БРИКС остается больше, чем ответов. Однако численное расширение и принятые по итогам казанского саммита решения добавили объединению больше дипломатического веса (пусть и номинально) и политической субъектности, чего раньше не наблюдалось. На руку БРИКС сыграли и заявления избранного президента США Дональда Трампа. Одной лишь своей угрозой ввести 100-процентные пошлины в отношении стран БРИКС в случае отказа от доллара он моментально выступил «донором статуса и легитимности» для объединения.

В-третьих, вступление Индонезии в БРИКС — возможность на идейно-политическом и прикладном уровнях решить три взаимосвязанные задачи. Первое — это укрепить взаимодействие со странами Глобального Юга. Второе — использовать БРИКС как точку сборки/площадку для наращивания связей с ключевыми участниками БРИКС и по совместительству великими державами — Россией и Китаем. Наконец, создать дополнительные институциональные и дипломатические условия, чтобы застолбить за собой неформальный статус «ведущего голоса» стран, не принадлежащих Западу.

Сейчас для Индонезии создаются идеальные для этого условия. С одной стороны, к БРИКС добавились многие участники Глобального Юга — целевая аудитория Индонезии. Здесь и ОАЭ, и Иран, в партнерстве с которыми Индонезия может лоббировать солидарность исламского мира. В паре с Египтом и Эфиопией Индонезия способна продвигать новые концепции обеспечения продовольственной безопасности, благо для этого у Джакарты есть серьезные активы в виде статуса крупнейшего в мире производителя и экспортера пальмового масла.

С другой стороны, до сих пор БРИКС — это чистый лист без четких правил игры и иерархии в отличие от многих международных и региональных организаций. Для Индонезии это возможность не просто быть услышанной на международной арене, что и так происходит, но и более точечно продавливать свои флагманские идеи, включая «зеленый» переход, борьбу с голодом, нищетой и неравенством среди развивающихся стран.

Наконец, картина была бы неполноценной без личных амбиций президента Прабово и его желания сформировать свою «историю успеха». Во многом его внешнеполитическое наследие будет оцениваться в том числе на предмет того, в какой степени он смог предложить объединяющую повестку для Глобального Юга и воспользоваться историческим моментом, когда он превратился в наиболее важное (как минимум с экономической точки зрения) пространство мировой политики.

Автор — политолог, кандидат политических наук, заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
 

Аббе, RU17.01.25 08:48
Прошлый раз Индонезю чистили от влияния России апокалиптичекой резнёй. Сегодня это уже намного сложнее.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» ВВП Китая за год вырос на пять процентов
» НАТО проведет более 100 учений в 2025 году
» Белый дом пожаловался на последствия ограничения Россией экспорта урана
» Неудачей завершился тестовый запуск лунной ракеты SpaceX
» Сирия увеличила таможенные пошлины для Турции на 300−500%
» НАТО планирует создать щит для защиты от России
» Мясная промышленность в ФРГ может потерять до 500 миллионов евро
» Луну включили в список уязвимых объектов культурного наследия

 Репортаживсе статьи rss

» ИИ вместо пилота, дуэль истребителей, опасные маневры: летчик-испытатель Сергей Богдан рассказал "РГ" о нюансах профессии и современных самолетах
» Японский историк написал книгу о геноциде в Донбассе
» "Короли неба" встают в строй: За счет чего российский истребитель Су-57 превосходит всех западных конкурентов
» Спад в китайско-индийских отношениях из-за новых территориальных и водных споров
» Луна должна подешеветь
» Технологический порыв: главные изобретения 2024 года
» Встать в строй: как в 2024 году усилился ВМФ РФ
» Кто придумал Новый год: история и традиции праздника

 Комментариивсе статьи rss

» «Черный лебедь» или «серый носорог»
» Эстония и Финляндия хотят бороться с российским «теневым флотом»
» Пакт Шакалиене-Писториуса и другие военные приготовления Литвы
» Нельзя взять и “запретить” разговоры о стойкости России к санкциям
» Алиев потребовал разоружения Армении: мирный договор неуклонно отдаляется
» Политический кризис в Канаде. Что пишут СМИ
» Армения тщетно ищет нового гаранта безопасности: «Терпите, мы на вашей стороне»
» «Битва гигантов» за каналы: Нужны ли они России, если есть Северный морской путь?

 Аналитикавсе статьи rss

» Какие "черные лебеди" видны на горизонте и как не стать "обществом спектакля". Интервью "РГ" с гендиректором ВЦИОМ Валерием Федоровым
» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"